Колебания курсов ключевых валют с середины января по первые числа февраля оказались самыми существенными за последнее 20-летие, не принимая к учету кризисные 1997 и 2008 годы. Про это идет речь в исследовании BofA Merrill Lynch.
Оно имеет название «Валютная война и ее последствия». Его автором выступает Дэвид Ву, аналитик BofA по рынкам валют. Как оценили эксперты, до этого волатильность курсов валют резко поднималась в обобщенном масштабе только два раза – во время азиатского финансового кризиса 1997–1998 годов (кульминацией которого был дефолт Российской Федерации) и в самый пик мирового финансового кризиса 2008 года, когда банк Lehman Brothers обанкротился. «На сегодняшнее время отмечается аналогичное поведение мировых валют, только связано оно не с кризисом, а с так называемыми «валютными войнами», - отмечает эксперт. Это стало известно корреспондентам раздела «Новости мира» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер».
Основанный Ву способ измерения волатильности имеет отличие от общепринятых индикаторов волнений курсов валют. В качестве подобных специалист ссылается на недельные волнения в паре доллар/евро и доллар/иена, которые не выходили за предельные нормы. Ву предлагает свой индекс волатильности. Он берет расчет для валют 20 самых крупных мировых экономик. Их внутренний валовый продукт взят по паритету покупательной способности, что предоставляет возможность исключить фактор влияния курсов обмена на оценку внутреннего валового продукта. Валюты 20 государств представлены в индексе пропорционально размерам их экономических секторов, точнее, чем выше внутренний валовый продукт, тем больше «вес» конкретной валюты в «индексе волатильности». Применяя данную методологию, специалист смог получить совокупный график волатильности с 1995 по начало нынешнего года.
Войны валют.
Ву написал про курсовое волнение по причине «валютных войн». Под ними нужно понимать попытки стран понизить курсы своих национальных валют, чтобы оказать помощь экономическому сектору. Как подчеркивает специалист, «конечно, респектабельное управление центральных банков приводит убеждения, что опускающая в цене валюта – это всего лишь следствие мягкой монетарной политики, а не смысл сам по себе. Однако факты подтверждают другое».
«Двумя самыми пострадавшими странами от «валютных войн» будут являться Соединенные Штаты Америки и Китай», - считает специалист. В случае с Соединенными Штатами риск для их экономического сектора от дорогостоящего американского доллара исходит от того, что крупнейшие компании Соединенных Штатов Америки получают до 40 процентов выручки за границей. Дешевеющие местные валюты делают их продукцию менее привлекательной для потребителей в государствах-импортерах. В отличие от ЕЦБ, Федеральная резервная система Соединенных Штатов Америки уже свернула свою программу количественного смягчения, оставив только низкую ключевую ставку, но прекратив приобретать ценные бумаги.
Китайский юань также поднялся к ключевым валютам на протяжении последнего времени. Но в условиях замедления внутреннего спроса у Пекина появился соблазн прийти к ослаблению юаня ради стимулирования экспортного повышения. Тем не менее Ву считает, что Китай, скорее всего, не решится на существенную разовую девальвацию в нынешнем году. Этот шаг способен привести к ускорению оттока капитала из государства и поставить китайских импортеров и закредитованные предприятия в невыгодное положение.
Боевые действия.
В последних числах января свой выход в «валютных войнах» осуществил Европейский центральный банк. Он огласил о начале количественного смягчения (QE), в процессе которого ЕЦБ «напечатает» более 1 триллиона евро. Руководитель ЕЦБ Марио Драги тогда особо отметил, что действия его организации не имеют никакой связи с курсами валют. Однако сразу после обнародования информации о начале QE евро опустился к доллару до самого низкого уровня с 2003 года и торговался на уровне 1,141 американского доллара. По состоянию на полдень 6 февраля евро был оценен в 1,145 американского доллара.
Вчера поступила информация, что Национальный банк Украины отказался от поддержки украинской валюты. После этого гривна обновила исторический минимум в отношении к американскому доллару. За один американский доллар на межбанковском рынке 5 февраля предлагали 25,5 гривны, что на 50 процентов больше, чем на торгах днем ранее. «Обвал гривны тоже вписывается в картину наблюдений BofA Merrill Lynch», - пояснили аналитикам раздела «Новости Форекс, курсов валют и биржи» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер» в пресс-службе брокерской компании FBS.
«Так, сегодня 6 февраля 2015 года, по состоянию на 19:25 по МСК курс гривны к доллару США торгуется на уровне 25,25 гривны за 1 американский доллар, понизившись на 0,45 гривны, что составило 1,81 процента», - пояснили аналитики Форекс-брокера.
В середине января о «валютных войнах» разговаривали на форуме в Давосе. Поводом для споров стали действия Национального банка Швейцарии. Он отменил потолок обменного курса франка к евро. Сразу после этого франк поднялся в отношении американского доллара и евро более чем на 30 процентов, а ключевой швейцарский фондовый индекс SMI опустился на 10 процентов.