Российская Федерация может повторить политический и экономический путь Ирана или Венесуэлы. Такой вывод сделали эксперты-экономисты. Изоляция России грозит в том случае, если кризис в Украине не утихнет, а нефтяные цены останутся низкими.
На основании глубинного изучения социальных установок граждан Российской Федерации эксперты во главе с Михаилом Дмитриевым, президентом партнерства «Новый экономический рост» (НЭР), подготовили два основных сценария для российского общества. При помощи такой методики группа Дмитриева сделала целый ряд неожиданных, однако сбывшихся прогнозов, к примеру, в марте 2011 года предсказала политические протесты. О ключевых выводах доклада, который представят на следующей неделе, Дмитриев сообщил во время семинара в Высшей школе экономики.
Согласно мнению Дмитриева и его коллег, государство стоит на развилке - или стабилизация экономического роста, или медленная деградация и скатывание в «православный Иран» либо в евроазиатскую Венесуэлу.
Первый сценарий возможен в случае, «если в течение одного или двух лет ситуация в государстве вырулит на траекторию экономического роста. На сегодняшний день нефтяные цены находятся на экономически необоснованном уровне. До 50 процентов месторождений в мире при такой цене нефти убыточны. Коррекция может быть довольно значительной, если они восстановятся до 90 долларов за баррель».
После относительно недолгого кризиса у государства закрепится осознание того, что вся эта геополитическая экспансия ведет к серьезным экономическим проблемам. Учитывая это, в следующий раз, по мнению экономиста, Российская Федерация не станет идти на конфликт с международным сообществом. Однако этот путь Дмитриев считает маловероятным хотя бы по той причине, что финала украинского конфликта пока не предвидится.
Второй вариант пессимистичен. «Допустим, украинский конфликт продолжит курс в сторону эскалации. Будут очередные экономические санкции, и они в таких условиях только усилят общественную ориентацию на самоизоляцию, сохранение международной напряженности, закрытие от мира. С позиции рынка это будет означать закрытие доступа ко всем трансфертам технологий и блокирование долгосрочного повышения модернизации и конкурентоспособности экономики. Если так, тогда, по всей вероятности, это не просто притормозит экономический рост, это приведет к венесуэльскому или иранскому сценарию с нулевыми или отрицательными темпами роста. Это будет отлично поддерживать потребление на невысоком и нестабильном уровне, а также будет стимулировать поддержку тех немодернизированных ценностей выживания, традиционалистских установок, которые доминировали в Российской Федерации под влиянием кризиса 1990-2000 годов», - отметил Дмитриев. Описанный вариант, по словам эксперта, - это «замкнутый круг ухудшающихся событий».
Также Дмитриев подчеркнул, что это сценарии, а не прогнозы. «Это не значит, что иных вариантов нет», - сказал он.
«Социализм ХХІ века» в Венесуэле.
После того как к власти пришел Уго Чавес, государство пошло на обострение взаимоотношений с западными демократиями. При этом правительство Чавеса избрало курс на национализацию основных секторов экономики. Поначалу это касалось лишь «нефтянки», потом сталелитейной промышленности. Лидер государства в 2008 году издал указ относительно дальнейшего усиления подчиненности экономики в рамках его плана «социализма 21-го века».
После Чавеса президентом страны стал Николас Мадуро, который окончательно национализировал все самые крупные предприятия, а также установил контроль государства над ценами. При помощи полиции и армии бытовую технику магазины распродали по цене в 10 процентов от ее обычной стоимости, а владельцев магазинов, которые ее продавали, арестовали. К 2013 году показатель годовой инфляции в Венесуэле достиг 54 процентов. Все это происходило на фоне рассказов Николаса Мадуро, что он якобы общается с покойным Уго Чавесом, который к нему прилетает в виде птицы.
Регресс экономики в Иране.
По окончании Второй мировой войны шах Мохаммед Реза Пехлеви вел усиленную политику вестернизации и деисламизации. Государство в этот период времени - светское государство. Экономика до 1970 года преимущественно аграрная. Вначале 1970-х стала проводиться индустриализация при участии компаний США и иных западных компаний.
Нерешенные религиозные проблемы и социальное расслоение привели к победе исламской революции 1979 года. Новая мусульманская власть взяла курс на автаркию, а также полную занятость населения.
В течение 1980-х экономический рост Ирана сильно тормозила война с Ираком. Однако властям удавалось развивать медицинскую и социальную инфраструктуру. При этом в государстве стала сильно ощущаться нехватка энергии, поскольку Иран, экспортер нефти, сам ее перерабатывать не мог. К 2007 году дефицит бензина достигал отметки в 40 процентов от всего потребляемого.
Исламская республика в настоящее время находится в самом глубоком кризисе с момента ее образования. Причиной этому стали экономические санкции, введенные против Ирана мировым сообществом, а также провальная экономическая политика предыдущего лидера страны Ахмадинежада.