Североатлантический альянс на данный момент не имеет эффективной методики для противодействия тем событиям, которые сейчас происходят на оккупированных частях восточных областей Украины. То, что называется гибридной войной, должно иметь стратегию ответа.
Согласно исследованиям, проведенным Международным институтом стратегических исследований (IISS), главный офис которого располагается в Лондоне, НАТО не имеет сейчас возможности серьезно противодействовать такому виду агрессии, и этот серьезный недочет необходимо как можно скорее устранить, ввиду показавших свою эффективность действий Российской Федерации на украинском Донбассе.
Подобный вид военного конфликта способен расшатать ситуацию и в любой другой европейской стране, вне зависимости от ее принадлежности или непринадлежности к Европейскому Союзу. Западные страны, несмотря на огромное количество приводимых им украинской стороной доказательств наличия и участия военнослужащих регулярной российской армии в вооруженном конфликте на востоке страны, продолжали верить в политику РФ, которая была направлена на отрицание очевидных фактов.
Аналитики из IISS отмечают серьезную угрозу гибридной воны для НАТО, именно как для коллективной организации. Другими словами, в случае возникновения опасности таких действий со стороны пусть даже гипотетического агрессора для какой-либо страны альянса, никто не знает, каким образом отреагируют другие его члены, в каких отношениях с таким агрессором они находятся, а может, снова поверят в политику отрицания каких-либо вторжений.
К тому же, за всем сценарием подобного вида действий не обязательно может находиться определенное государство – все ниточки могут привести к отдельно взятому богатому человеку, который может оказаться гражданином какой угодно страны мира. Также это может быть террористическое образование или просто бандитская группировка.
А возможности у различных негосударственных преступных организаций намного шире, чем у официального агрессора. В ход может идти все что угодно, от атак в киберпространстве, до диверсионной деятельности на местности, что сейчас и наблюдается в южных и восточных районах Украины.
Дальнейшее развитие «украинской модели» ведения гибридной войны со стороны выглядит просто «пробой пера», когда недочеты стратегии корректируются по ходу дальнейших действий. И никто не может быть уверен, что не найдутся последователи таких методов, которые сейчас апробируются на восточных частях украинской территории с диверсионными заходами и вглубь страны.
Как сообщалось ранее журналистами издания для трейдеров «Биржевой лидер», депутат парламента Украины Сергей Высоцкий сообщил о том, что на Совете Безопасности РФ рассматривался план по созданию некоего «Иностранного русского легиона», который якобы как раз и рассчитан на ведение диверсионно-провокационной деятельности на территории некоторых европейских стран, входящих в сферу интересов российского правительства. А в некоторых из стран Балтии уже зафиксировали попытки провокаций в киберпространстве.
Альянс реагирует на новую угрозу.
В конце этой недели состоится встреча министров внешнеполитических ведомств стран НАТО, где планируется к рассмотрению ряд вопросов, среди которых и результаты минского диалога в «нормандском» формате.
По мнению многих специалистов, в свете того, что в столице Беларуси Владимир Путин получил многое из того, что он хотел и зачем туда ехал, то министры иностранных дел участников Североатлантического альянса должны рассмотреть подход к распределению средств на оборонные расходы.
Неоднородность участников данной организации не позволяет делать однозначного вывода о том, все ли они приняли сигнал о необходимости перегруппировки сил не только на поле пока несуществующего боя, но и в высоких кабинетах. Если страны Балтии и Польша серьезно обеспокоены серьезностью возможной угрозы со стороны Российской Федерации, то есть и те, кто всерьез не воспринял ничего из происходившего вчера и сегодня в Минске, считая себя крайне далекими от всего, что творится сейчас в Украине.
Сами нынешние действия НАТО, которые оно предприняло для ответа на предполагаемую угрозу от России, показывают, что пока с достаточной серьезностью, по крайней мере европейская часть альянса, не видит ничего особенного. Да, куда-то подвели войска и начали усиленно патрулировать парой самолетов пространство над Прибалтикой в ответ на многократные нарушения серьезными силами российской авиации воздушного пространства стран НАТО. Отчеты о многочисленных вылетах авиации альянса на перехват российских самолетов, подразумеваемые, но так официально не найденные подводные лодки около Стокгольма (хоть Швеция и не является членом НАТО, но все же). Создается впечатление, что пока с особой серьезностью к возможности России выйти за пределы украинского востока в ведении своей гибридной войны никто не относится. Или это такой маневр для того, чтобы усыпить бдительность противника?
Получается, что основные усилия для поддержания надлежащей готовности войск альянса, прилагаются со стороны США, или это только они видят потенциальную угрозу. Как пример, весной 2013 года из Германии были выведены последние танки вооруженных сил США, что должно было символизировать собой долгожданное окончание холодной войны. Но, менее чем через год, американская бронетехника стала возвращаться на места своей предыдущей дислокации.