Если мировые лидеры тратят на переговоры целую ночь, то у них должен быть какой-то результат. Итогом семнадцатичасового марафона на выносливость в Минске стало принятое соглашение о перемирии в Восточной Украине, фиксирующее «проигрыш киевского руководства в войне, которую было невозможно выиграть». «Кроме этого соглашение предоставляет сепаратистам еще двое суток на захват районов, которые они смогут взять под свой контроль, и после этого заморозит противостояние до следующего года», - пишет Леонид Бершидский, колумнист Bloomberg.
Важнейшая задача в настоящее время – добиться того, чтобы перемирие стало реальностью. Пока неясно, будет ли выполнять свои обязательства Владимир Путин, который уже зарекомендовал как не самый надежный партнер в переговорах. В случае если получится принудить Путина сдержать слово, это станет большим дипломатическим успехом Ангелы Меркель. «Но я бы поставил на то, что договор, которым завершился переговорный марафон, слишком противоречив, чтобы оказаться эффективным в долгосрочной перспективе», - заявляет Бершидский.
Как итог встречи, сформулированы два документа: «голословная декларация, в которой стороны переговоров подтверждают «полное уважение к суверенитету и территориальной целостности Украины», и трехстраничный меморандум, в одиннадцати пунктах коего, собственно, и описан план реализации договоренностей о прекращении огня. По факту же, это новый документ, гораздо более удобный для сепаратистов, чем сентябрьский.
Режим прекращения огня начнет действовать в полночь 15 февраля. Украинская армия должна отвести артиллерию на 50 км. от сегодняшней линии разграничения.
Со своей стороны сепаратисты должны отступить на аналогичное расстояние. По факту из этого следует, что пророссийские силы оставят за собой все, что они успели захватить с сентября, а кроме этого все, что успеют занять до момента прекращения огня.
Киев должен контролировать выполнение закона об особом статусе контролируемых сепаратистами районов, который был принят ВР в сентябре. Этот закон предполагает проведение местных выборов и четкое определение границы этих территорий, но в согласии с Минскими соглашениями. Формально районы, удерживаемые самопровозглашенными республиками, остаются под контролем Украины.
«Это бомба замедленного действия, которую Россия сможет взорвать, как только ей чем-то не понравятся действия Украины по выполнению остальных пунктов договора», - утверждает Бершидский.
Платить по счетам будет Киев.
Оставшиеся пункты договора укрепляют позицию сепаратистов, перекладывая все тяготы по обеспечению мира на Украину. Киев должен амнистировать всех сепаратистов, вновь запустить банковскую систему на территориях с особым статусом и возобновить соцвыплаты проживающим там гражданам. Контроль над российско-украинской границей Украина обретет к концу 2015 года, после местных выборов и конституционной реформы, которая предоставит широкую автономию бунтующим регионам.
«Россия – федерация, но нашим регионам остается только мечтать о таких полномочиях», - высказал свое мнение по поводу Минских соглашений российский оппозиционер Алексей Навальный.
Невзирая на мнение Москвы, у восточных регионов не предусмотрено право вето на внешнеполитические решения Украины. Впрочем, сомнительно, что Украина сможет попасть в НАТО. «Ситуация в стране слишком нестабильна, и угроза возобновления конфликта будет Дамокловым мечом висеть и над Украиной, и над Альянсом», - отмечает колумнист.
Соглашение максимально основано на видении ситуации самим Путиным. Потому, выйдя из конференц-зала, он указал, что «это была не лучшая ночь в его жизни, но хорошее утро». В целом итог для него положителен: это позволит уменьшить военные расходы, а также облегчит действие санкций Запада.
«Петру Порошенко будет сложно назвать заключенную сделку своей победой», - продолжает Бершидский. И Меркель, и Олланд много говорили о заслугах Порошенко после переговоров и даже пригласили его на саммит ЕС в Брюсселе. «Это должно стать утешительным призом для Порошенко: несмотря на продолжающееся издевательство над его страной, западные лидеры согласны считать его союзником», - утверждает автор.
Покидая Дворец независимости, Меркель сказала, что «не испытывает иллюзий» и имеет небольшую надежду на позитивный исход. Патриотично настроенные украинцы, поддержавшие Порошенко на выборах, а особенно добровольцы, воюющие на Востоке, могут счесть нынешнее соглашение предательством.
Но впрочем, если в субботу артиллерия прекратит стрельбу, Украина в результате получит шанс на мирное строительство и необратимый разрыв с постсоветскими традициями управления и коррупции. Путин получит возможность «перевести дух» в экономическом плане и предпринять попытку восстановить некое подобие отношений с Западом. «А Евросоюз вздохнет с облегчением, поскольку решит, что смог отразить вмешательство американских ястребов, которые настаивали на предоставлении Украине оружия, и войны у европейских границ все-таки не будет», - указывает Бершидский.
«Принимавших участие в переговорах можно поздравить с тем, что они продержались до конца. Даже если это перемирие не будет уметь успеха, оно дает шанс на поиск более прочного договора», - подводит черту Леонид Бершидский.