«У НАТО есть все основания полагать, что Россия принимает активное и непосредственное участие в украинском конфликте» - сообщил в интервью газете «КоммерсантЪ» генсек Альянса Й. Столтенберг. Об этом информирует издание «Биржевой лидер».
Перед началом минского саммита в конце прошлой недели со стороны США прозвучали обвинения в адрес России в связи с участием ее военнослужащих в боевых действиях в районе украинского населенного пункта Дебальцево, хотя Россия и продолжает упорно это отрицать. Столтенберг рассказал о позиции НАТО в этом вопросе. Он пояснил российскому изданию, что в распоряжении альянса есть комплекс доказательств российского присутствия и непосредственного участия в конфликте. Без такого участия сепаратисты не смогли бы долго противодействовать украинским правительственным силам и добиваться продвижения. Такое участие РФ «идет в нарушение фундаментальных принципов международного права», хотя ей необходимо «уважать границы Украины и ее территориальную целостность». В действительности же она аннексирует Крым и активно поддерживает сепаратистов.
Говоря о доказательствах российского присутствия, о которых постоянно просит Москва в ответ на обвинения, генсек Альянса называет несколько источников получения информации. Это документальные данные о военном присутствии России на востоке Украины, получаемые средствами разведки НАТО, а также данные независимых источников, журналистов, информация, получаемая от НПО, в которой говорится о потерях среди российских военнослужащих в Украине. Кроме того, Столтенберг обратил внимание, что сепаратистам затруднительно использовать самостоятельно технику, которая есть в их распоряжении, информацию о ее наличии предоставляет ОБСЕ. Ее эксплуатация явно проходит при участии специалистов из России, которые помогают разобраться с очень сложными системами вооружений.
НАТО не располагает оружием - решение о поставках в компетенции каждого государства.
В свою очередь, Москва обвиняет НАТО в военной помощи Украине и, в частности, оружием. Генсек напоминает в ответ, что Украина остается независимой суверенной страной с законным и легитимным правительством, которое обратилось к Альянсу за помощью. НАТО предоставляет практическую поддержку в реформировании военной отрасли. Говоря о поставках оружия, Столтенберг подчеркнул, что НАТО не располагает им. Решение о поставках того или иного оружия может принять самостоятельно любой член Альянса. Вместе с тем следует понимать, что оружие может быть предоставлено законному правительству, поставки его сепаратистам - это совершенно другое. Также Генсек призвал не путать действия организации и решения отдельных ее членов. Поставки оружия, которые могут произойти со стороны отдельных стран Украине, не являются политикой НАТО, кроме того, у 28 членов Альянса есть разные системы вооружений, и они самостоятельно могут решить, что предоставить государству, которое имеет право на самооборону.
Вместе с тем Генсек Североатлантического альянса отметил последние минские соглашения как «шаг в правильном направлении». Это может привести к долгосрочному разрешению конфликтной ситуации в Украине, а также к восстановлению суверенитета и территориальной целостности страны. Он также в этой связи отметил усилия главы правительства ФРГ Меркель и президента Франции Олланда. При этом он отметил, что главное - это реализация соглашения на практике «полностью и без проволочек», ведь следует помнить, что прошлые договоренности не были соблюдены. Для этого необходимо иметь эффективные механизмы для мониторинга и обеспечения контроля над соблюдением оглашенного прекращения огня. В этом вопросе Столтенберг подчеркивает важную роль ОБСЕ. Эта организация обладает необходимыми ресурсами, доверием, что играет весьма важную роль.
Важным вопросом мирового порядка остаются взаимоотношения между НАТО и Россией. В последнее время они явно перешли в разряд «холодных». Несколько стран, входящих в Альянс, даже предложили отменить основополагающий акт между организацией и РФ. Генсек НАТО предлагает уйти от однозначных формулировок, партнер или враг Россия для организации. Мир, по его словам, сложнее, чем простое разделение на друзей и врагов. В планах Альянса нет конфронтации с Россией, речь, скорее, идет о попытках установить конструктивные партнерские отношения, но при этом невозможно ставить по вопрос основные принципы безопасности. Россия должна, как и все, соблюдать правила и уважать суверенитет всех стран.
Также Столтенберг отметил, решение создать командные пункты в шести странах, географически близких к России, является не угрозой, а лишь реакцией на события, произошедшие в Крыму и в целом в Украине, – «это пропорциональные действия». К тому же эти центры не боевые подразделения, у них достаточно ограниченные возможности, их призвание, прежде всего, обеспечивать связь между вооруженными силами этих стран, а также и многонациональными силами. Генсек организации напомнил, что блок выполняет действия оборонительного характера, в НАТО не видят угрозы членам Альянса, но обеспокоены очередным применением силы с российской стороны, как это ранее было в Молдове и в Грузии. Поэтому «мы адаптируем наши силы к изменившимся условиям безопасности и хотим повысить боеготовность для защиты всех государств Альянса».