Один из ключевых страхов украинского общества - это распространение агрессии со стороны РФ на новые регионы государства. Но для такого наступления у Кремля нет ни сил, ни возможности, ни мотивов. Такое мнение выразил корреспондент Иван Яковина в статье для издания «Новое время». «В дискуссиях на самых разнообразных площадках часто сталкиваюсь с такого рода мнением: «Возможно, был бы смысл в том, чтобы обрубить все связи с той частью Донбасса, которая подконтрольна боевикам, дать им самостоятельность и обнести стеной. НО! Президент Российской Федерации этим не ограничится. Путин пойдет дальше - на Харьков, Мариуполь, Днепропетровск, Херсон. Учитывая этот факт, придется договариваться, идти на какие-то уступки и даже согласиться на финансирование оккупированных регионов из украинского бюджета».
Опасение по поводу того, что «Путин не остановится» - рациональное и осмысленное», - пишет Яковина, подчеркивая, что уже не раз Москва повышала ставки, начиная очередные наступления, причем иногда – при помощи кадровых российских частей.
На пути воплощения планов террористов существует одновременно несколько довольно серьезных препятствий.
Автор отмечает, что страх «дальнейшего продвижения» очень старательно поддерживается пропагандой России, которая тиражирует заявления боевиков относительно того, что так называемые «республики» намерены «взять под свою защиту» всех русскоязычных, проживающих в Украине и уж как минимум - всю территорию Донецкой и Луганской областей. «Если учитывать энергичность и частоту подобного рода угроз, то и неудивительно, что очень многие принимают их за чистую монету. Но даже если сами плотницкие и захарченки верят в собственные слова, то от этого их планы не становятся более реалистичными, поскольку на пути воплощения этих планов в жизнь существует одновременно несколько довольно серьезных препятствий, и первое их них - внутрироссийское. Ведь как бы ни работала российская пропаганда, большинство граждан России эта война уже утомила. Они с большей радостью восприняли бы новость, что Киев «отпустил» ЛНР и ДНР. Это, в их глазах, была бы чистая победа - «укропы сдались и наши люди теперь свободны!». Объяснить электорату, что война продолжиться за иные украинские регионы будет довольно непросто. После совершенно очевидной победы популярность продолжения войны была бы минимальна», - пишет Яковина.
Второе препятствие, по мнению автора, - дипломатическое. Яковина отмечает, что президент Российской Федерации слишком долго добивался, чтобы западные лидеры вышли с ним на прямой диалог и начали обсуждать проблемы мира и войны как с настоящим и равным мировым лидером. «Он все еще хочет усесться за одним столом с президентом Соединенных Штатов для обсуждения будущего Украинского государства. Распространение войны за пределы зоны АТО сделает Путина настоящим агрессором наподобие Саддама Хусейна. Третье препятствие - внешнеэкономическое. Санкции, небольшая надежда на ослабление которых появилась после Минска, будут не раз усилены. В условиях, когда авторитетные экономисты прямо связывают возможность преодоления спада ВВП РФ с отменой санкций, цена такого наступления для России была бы неприемлема», - пишет автор в статье.
«Четвертое препятствие тоже связано с ценой, однако, в несколько другом выражении. Луганск и Донецк с окрестностями - «легко контролируемая» территория. Местное население довольно лояльно относится к отрядам боевиков и российским войскам. Исходя из этого, там нет необходимости вводить полноценный оккупационный режим с разветвленным аппаратом тайной полиции либо ее аналога. В Одесской, Днепропетровской, Харьковской областях такой роскоши не будет - местные жители, насмотревшись на своих соседей, не желают идти «под защиту» сепаратистов.
Там ситуация была бы совсем противоположной: началось бы массовое гражданское неповиновение и тому подобное, для борьбы с которым необходим большой репрессивный аппарат. Ни людей, ни денег на это нет. Да и оккупационных сил для поддержания порядка нужно будет уже сотни тысяч человек, которых просто нет», - пишет автор.
Пятое препятствие Яковина тоже связывает с ценой. Он отмечает, что даже в настоящее время, оккупировав незначительную часть Донбасса, власти Российской Федерации столкнулись с большой проблемой нехватки там лекарств, еды, средств и всего прочего. Автор подчеркивает, что на всех переговорах с российской стороны первым звучит требование о «восстановлении социально-экономических связей», то есть - возобновить выплаты зарплат, пенсий и пособий жителям оккупированных регионов из украинского бюджета. «А если территория боевиков увеличится, а надежды на украинское финансирование не будет, то там практически сразу наступит гуманитарная катастрофа, а также грянет социальный взрыв. А свалить всю ответственность на Украину уже не получится, поскольку все будут знать, что новые территории были сознательно захвачены», - отмечает корреспондент.
«И наиболее важное шестое препятствие. Примеры аэропорта в Донецке и Дебальцево показали, что даже при благоприятных тактических условиях и огромной концентрации техники сепаратисты не в состоянии успешно и быстро провести даже не очень большую наступательную операцию. У них нет ни мастерства, ни выучки, ни грамотного командования», - отмечает автор.