С начала текущего года в аннексированном Российской Федерацией Крыму закончился так называемый «переходный период». В течение этого времени Крымский полуостров должен был перейти на законодательство Российской Федерации. Однако жители отмечают, что до этого еще слишком далеко.
«Три раза все сотрудники кафедры писали и переписывали заявления об увольнении и приеме на работу», - сказала журналистам «Deutsche Welle» научный сотрудник из города Симферополь Светлана Вернези. «Часть сотрудников уволили и обратно не приняли, - продолжает Светлана. - Существует задолженность по заработной плате - якобы в связи с тем, что переходим в другой банк. А в остальном по сравнению с минувшим годом жизнь изменилась не очень сильно. Никаких чудес после Нового года не случилось. В медучреждениях до сих пор нет документации, не поступили новые бланки больничных листов. Мне необходимо было взять справку - довелось оформлять задним числом, поскольку нет новой печати».
Ни маршруток, ни поездов.
Программист Олег Скромнов, сотрудник украинской компании, принял решение переехать из Симферополя в столицу Украины. «Продукцию нашей компании перестали пускать на территорию Крыма, и филиал в Симферополе замер в ожидании». Однако основной причиной послужило то, что всерьез и, скорее всего, надолго изменилась ситуация с транспортом между материковой Украиной и полуостровом. «Не ходят ни маршрутки, ни поезда, - отмечает Олег. - Приходится или добираться на личном автомобиле, или пользоваться услугами людей, занимающихся извозом».
«Тем, у кого нет такой возможности, приходится пересекать границу пешком, - рассказывает Светлана Вернези. - Независимо от погоды люди вынуждены идти порядка пяти километров».
Еще одно не менее важное изменение: после 1 января текущего года снизились зарплаты госслужащих. «Еще до 1 января им платили индексированную заработную плату: украинские оклады подняли вдвое и умножили на курс рубля к гривне, который был зафиксирован на момент референдума, - рассказывает Олег Скромнов. - Это тогда всех очень обрадовало. Теперь же зарплаты были приведены в соответствие с сеткой России. Как оказалось, все не так уже и весело».
Согласно словам Скромнова, в результате, для учителей и врачей заработные платы перестали быть привлекательными. «Моя жена работает в больнице. У нее зарплата снизилась примерно в два раза. При этом цены ощутимо выросли», - отметил он. Олег принял решение продать квартиру в Симферополе: «В настоящее время более-менее благоприятная ситуация с недвижимостью. На территории полуострова она в цене выросла, а в Украине упала».
«Сроки перерегистрации собственности продлили до конца февраля, - рассказывает адвокат Жан Запрута. - Однако многие боятся, что снова не успеют. Такие же очереди у нас и в Госрегистре. Вроде все теперь нужно делать по российским законам, однако никто не знает, где и как их применять». Согласно словам адвоката, до присоединения к РФ в Крыму очень сильно отличалось строительное законодательство, поэтому возникло довольно много проблем.
В десять раз подорожал российский паспорт.
Далеко не все крымчане успели сделать российские паспорта. Об этом сообщил симферопольский адвокат. «Процедура теперь стала более бюрократичной. К примеру, человек не имеет прописки, однако через суд доказал тот факт, что на 18 марта прошлого года проживал в Крыму. Как оказалось, теперь решения суда недостаточно, и от него снова требуют все документы, справки. Говорят, что это таковы новые требования РФ».
«После нового года оформление российского паспорта стоит 3500 рублей, при том, что ранее было всего 300 рублей, - рассказывает Жан Запрута. - ФМС таких «опоздавших» расценивает уже как иностранцев, получающих российское гражданство, поэтому применяет к ним такие тарифы».
Это также подтверждает и наблюдатель международной правозащитной организации под названием «Крымская полевая миссия» Виктория Громова: «В плане миграционного учета существует очень большое количество проблем. К людям, находящимся на территории полуострова без паспорта, применяются админвзыскания, их штрафуют, а иногда даже вообще выдворяют. При этом часть этих людей подали свои документы в ФМС, однако до сих пор ответа не получили». Довольно большие проблемы также возникли и у тех, кто до прошлого года проживал на территории полуострова, не будучи при этом гражданином Украинского государства. «К примеру, граждане Узбекистана или Молдовы вынуждены оформлять документы на временное проживание, однако это очень тяжелый и долгий процесс. А если они встречают на улице сотрудника полиции, им приходится объяснять, почему они находятся на территории полуострова», - отмечает Громова.
Дмитрий Макаров, правозащитник «Крымской полевой миссии», рассказывает, что если до нового года наблюдалась некая разрядка в отношениях между российскими властями и татарами, то сейчас напряженность снова возрастает. «Еще осенью Сергей Аксенов сообщил, что все проверки и обыски на предмет экстремистской деятельности нужно прекратить до момента окончания переходного периода, - отмечает правозащитник. - Действительно, в январе месяце нескольких мусульман арестовали по подозрению в связях с некой группой «Хизб-ут-Тахрир. В этом смысле так называемый переходный период и вправду закончился».