12 февраля 2015 года мировые лидеры заключили Минские соглашения, предусматривающие прекращение огня на востоке Украины. Некоторые эксперты после данных договоренностей стали проводить параллели между Минскими соглашениями 2015 года и мирным планом Медведева-Саркози 2008 года. Эксперты раздела «Новости Мира» онлайн-журнала «Биржевой лидер» попытались выяснить, в чем сходства и расхождения этих двух документов.
Так, глава МИД Грузии Тамар Беручашвили приветствовала соглашения, заключенные в Минске. Она выразила надежду на то, что Россия выполнит условия данного соглашения, что приведет к прекращению огня на Донбассе. В МИД Грузии также надеются, что этот процесс будет необратимым. Берчашвили выразила надежду, что в отличие т соглашений 2008 года Россия выполнит свои обязательства. Она отметила, что этим РФ выполнит фундаментальные нормы и принципы международного права. Об этом глава МИД Грузии заявила в ходе встречи с румынским коллегой Богданом Ауреску.
Так, в 2008 году, 12 августа, был подписан мирный план Саркози-Медведева, состоящий из шести пунктов. Документ был подписан при посредничестве стран ЕС. О до сих пор российская сторона не выполнила свою часть обязательств. Так, несмотря пункты договоренностей, Россия не отвела войско на линию, на которой стояло войско до начала военных действий в августе. Несмотря на договоренности, на оккупированные территории – Абхазию и Южную Осетию – не допускаются международные наблюдатели.
Глава внешнеполитического ведомства Грузии видит связи между двумя регионами, отмечая, что из этого складывается «картина агрессивной политики России». Беручашвили уверена, что таким образом Россия пытается сохранить свое влияние на постсоветском пространстве. Свою точку зрения глава МИД Грузии выразила информагентству «Голос Америки». Именно поэтом она считает самым важным пунктом этих соглашений является их выполнение.
Общие и отличительные черты между соглашениями.
Учредитель НПО «Ассоциация реформ Грузии», экс-заместитель государственного министра по вопросам интеграции в европейские и евроатлантические структуры в правительстве Саакашвили Элене Хоштария отметила, что и Минские соглашения, и соглашения по Грузии доказывают стремление Европы приостановить конфликт. По убеждению экспертов, в Европе не искореняют причины конфликта, а просто ее останавливают. По ее словам, причины обеих конфликтов одна и та же – Россия. Но вместе с тем политолог отмечает, что между этими двумя соглашениями есть разница. В мирном плане Саркози-Медведева присутствует больше гарантий для невозобновления вооруженных столкновений, нежели в соглашении в Минске. Хоштария отмечает, что в Минском соглашении нет четкого механизма для предотвращения последующих боевых действий на Донбассе. Эксперт обосновывает свое мнение тем, что в документе лидеры не рассмотрели механизм контроля границы.
А в грузинском варианте имелся пункт о контроле границ со стороны международных наблюдателей. Свою точку зрения Хоштария выразила в интервью информагентству «Голос Америки». Основываясь на данных фактах, эксперт приходит к выводу, что Минское соглашение выгоднее для России, чем для Украины. Ведь риск возобновления военных действий существует, однако Запад приостанавливает международное давление на Россию.
Она призналась, что определенные пункты соглашения Медведева-Саркози были изначально «нереальными». Элене Хоштария считает, что ба соглашения демонстрируют, в первую очередь, отношение Европы к конфликтам на постсоветском пространстве. Политолог считает, что у России одна цель – максимально уменьшить влияние стран ЕС на страны постсоветского пространства. В этом случае у РФ появится возможность «диктовать» свои условия международному сообществу.
Свою точку зрения также выразил политолог из Грузинского фонда стратегических и международных исследований Каха Гоголашвили. По его словам, план Медведева-Саркоза точно предусматривал возвращение ситуации к 2008 году. Однако эксперт считает, что возвращение к статусу-кво невозможно, так как никаких механизмов для этого не существует. Каха Гоголашвили считает, что план был бы перспективнее, если бы Россия выполнила данные обязательства. В этом случае полностью удалось урегулировать конфликт. Но вместе с тем политолог считает, что в Минском соглашении не предусматривается вопрос о сохранении территориальной целостности Украины и восстановлении Донецкой и Луганской областей.
В Минском соглашении также не рассматривается вопрос о контроле границы между Россией и Украиной. Ведь до сих пор граница остается в руках боевиков.
По словам эксперта, что в тексте Минского соглашения рассматривается вопрос о выводе иностранных войск с территории Украины и разоружении вооруженных формирований. Но параллельно с этим соглашение допускает создание милиции боевиками. Гоголашвили предполагает, что именно эта милиция может стать началом армии. Тем самым политолог исключает вероятность восстановления юрисдикции на данных областях Украины из-за этих факторов.
Так, грузинские эксперты признаются, что Минские соглашения являются менее перспективными. К тому же, общей чертой этих соглашений является доказательство того, что Европа стремится остановить боевые действия, но не искоренить проблему.