У КНР появился новый так называемый «экспортный хит». Теперь Китай, помимо дешевой электроники, одежды и игрушек, поставляет миру дефляцию. В данном случае речь идет не о привычном экспортном объекте, однако для Пекина он в настоящее время намного важнее, нежели все остальные секторы экспорта. Одновременно с этим для партнеров этого государства новый «товар» являет собой опасность.
Партийному руководству Китая приходится делать все, чтобы добиться ранее поставленных целей, в список которых входит также экономический рост на 6,5-7 процентов. Он является необходимым, чтобы ни в коем случае не подвергнуть угрозе социальную стабильность. Вот здесь и таится проблема, которую могут добавить в свой список и другие страны. На континентах, где отсутствует такой сильный рост, поднимают вопрос, какое государство сконцентрирует в себе весь остаток приумноженного глобального благосостояния. Это может стать крайне опасным обстоятельством для мирового финансового рынка.
«На сегодняшний день на рынках разразилась валютная война, — заявил Дэвид Ву, глава центра исследований американского Bank of America Merrill Lynch. — При этом великую опасность представляет собой вступление в эту войну Китая».
Действительно, государству приходится бороться с многочисленными экономическими проблемами. В список таких проблем входят: цены на недвижимость, которые находятся в свободном падении, рост потребительских цен в КНР на годовую норму в 0,81 процента, что намного ниже инфляционной цели в 3 процента. Падение цен производителей на менее чем 4 процента указывает на продолжающееся сокращение так называемого «ценового прессинга».
Юань достиг самой низкой отметки с 2012 года.
На фоне столь сильного дефляционного давления практически невозможно достижение цели экономического роста, которая была поставлена партийным руководством. В связи с этим государство должно делать все, чтобы стимулировать инфляцию. В эпицентре внимания находится китайский Народный банк, который на протяжении последних недель лихорадочно «выбрасывал» ликвидность на рынок. Но и это далеко не все. Под конец недели банк понизил ключевую ставку, уже второй раз за 2015 год.
Рынок отреагировал практически мгновенно. Курс юаня в начале недели достиг самого низкого уровня за последние 3 года. С начала 2015 года китайская валюта потеряла более 1,1 процента стоимости. Китайцы «привязали» свою национальную валюту к доллару США. Это привело к незначительному повышению стоимости юаня, - отмечают аналитиик брокера YA-HI.com.
«Девальвация юаня не остановится. Китайцы поймут, что не могут позволить себе вести прежнюю политику», — утверждают Митул Котеча, валютный стратег банка Barclays.
По всей видимости, Народный банк окончательно вступил в мировую валютную войну. Одновременно с этим более слабая валюта обеспечила бы стране множество преимуществ. Ей было бы проще сбивать цены на свою продукцию на мировых рынках, поскольку приобретение китайских товаров будет намного выгоднее продающихся за другую валюту. Кроме того, импорт станет дороже, что понизит опасность дефляции.
Вместе с тем политика такого рода будет иметь необратимые последствия для большинства государств мира, поскольку удешевление экспортных товаров из КНР на мировых рынках будет значить, что государство фактически экспортирует дефляцию в другие страны.
Печатание денег обеспечит появление новых возможностей.
Цены в еврозоне падают уже третий месяц подряд по сравнению с прошедшим годом. Появление на рынке еще более дешевых китайских товаров только усилит дефляционное давление. Отметим, в Великобритании и Соединенных Штатах Америки уровень инфляция находится ниже установленной правительством планки. Период дефляции, который может занять большой период времени, грозит также Японии. Многомиллиардный «выброс» ликвидности совместно с резким повышением налогов на добавленную стоимость вызволили государство из трудного положения, однако Китайская Народная Республика способна снова «столкнуть» ее в дефляцию.
Все страны на этом фоне пытаются удешевить собственную валюту при помощи печатания денег. Тем самым, согласно утверждениям экспертов, они желают обеспечить себе новые экономические возможности. В сегодняшней финансовой войне фигурирует баланс Центробанка, поскольку он может быть использован в качестве арсенала: чем больше его удастся «раздуть», тем лучше определенное государство готово к «мировой драке».
Важно также упомянуть, что Китай на протяжении 12 лет увеличил активы Народного банка примерно в 6,5 раз. Одновременно с этим последние 12 месяцев Пекин себя вел очень сдержанно, а Банк Японии, напротив, существенно увеличил свои активы. Европейский центральный банк, преследуя эту же цель, со следующей недели начнет приобретать облигации госзайма.
«Дешевая валюта для большинства государств мира является единственной возможностью стимулирования собственной экономики», - отметил Дэвид Ву, эксперт банка Bank of America Merrill Lynch. Согласно его утверждениям, на протяжении последних нескольких месяцев инструмент обесценивания валюты постепенно перестали рассматриваться как что-то негативное. «Анализ показывает, что страны сильно настроены на то, чтобы повысить ставку на вышеописанный инструмент, даже если все в итоге окажутся в проигрыше», — заключил валютный стратег крупнейшего американского банка в интервью германскому изданию Die Welt.