Экспертами Группы по разработке мер финансового характера в пртиводействии отмыванию денег (FATF) годовые доходы «Исламского государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ) оценены в 1 миллиард долларов. Об этом 4 марта информирует «Биржевой лидер» со ссылкой на отчет FATF, создание которой инициировала в 1989 году «Большая семерка».
За год доходы ИГИЛ в основном выручены от продажи нефти и захвата банковских средств и вкладов.
Россия в Группе уже более десятка лет представлена Росфинмониторингом. Работа над отчетом началась осенью прошлого года, когда западная коалиция нанесла первые авиаудары в напаравлении позиций ИГИЛ.
Эксперты редакции «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» полагают, что задача отчетного доклада FATF заключалась в прослеживании источников финансирования деятельности террористов, передвижения средств и их конечного использования. Конечной целью отчета стал поиск новых возможностей для перекрытия денежных потоков «Исламского государства».
ИГИЛ является качественно новым типом террористической структуры, для которой финансирование стоит на первом плане, определяя ее размер активности.
Как «квазигосударство», оно требует немалые суммы на организационные и повседневные нужды, а также на инфраструктуру. Имеет значение и то, что боевиками-исламистами фактически создана «контрактная армия» на тридцать тысяч человек, из которых большинство представлено иностранными наемниками (в декабре 2014 года). По информации FATF, ежемесячные «оклады» боевиков варьируются от пятидесяти до полутора тысяч американских долларов, в среднем от 350 до 500 долларов, что в масштабах целой организации дает около 10 млн. долларов.
С опорой на собранные информационные данные авторами исследования признается: в вопросах источников доходов существует ряд заметных пробелов. В соответствии с одними источниками известны точные более или менее цифры, по иным – только оценки. Несмотря на это, вместе сложив известные все данные, представляется возможным утверждать, что ИГИЛ имеет совокупный объем ежегодного дохода в размере примерно миллиарда долларов США. Львиная доля этой кругленькой суммы приходится на средства, приобретаемые в ходе эксплуатации подвергшихся оккупации территорий – от продажи добытой нефти до захватов зерновых хранилищ.
Нелегальная выручка от оккупированных территорий аналитиками FATF видится в достаточно широком наборе источников, среди которых основным являются продажи нефтепродуктов и самой нефти местному тамошнему населению. Чуть поменьше объемы энергоносителей с помощью посредников продаются на рынках сопредельных государств, в частности правительству Сирии. Незначительный объем нефтепродуктов боевиками ИГИЛ оставляется для себя с целью использования в качестве топлива.
Самим «Исламским государством» продается нефть с «демпинговыми» ценами от 20 до 35 долларов за баррель, которую затем посредники перепродают от 60 до 100 долларов за барр. (столь широкий диапазон связан с падением нефтяных мировых цен во время подготовки отчета). Всего на землях, контролируемых боевиками, экспертами насчитывается несколько добывающих скважин производственной общей мощностью до пятидесяти тысяч баррелей ежесуточно. Ценовое выражение этого составляет около одного-двух миллионов долларов в день, или, соответственно, 365–730 млн. долларов в год.
Не менее важными источниками доходов есть банки. Здесь речь идет не только про прямое разграбление депозитов с наличностью, но и про обложение вкладчиков своеобразной «данью»: в городе Мосуле назначило ИГИЛ в руководство банковских местных отделений своих специальных ставленников. Те ввели комиссионные в пять процентов за вывод размещенных во вкладах средств. В целом же, согласно данным Министерства финансов Соединенных Штатов, за второе полугодие минувшего года исламистами захвачен контроль над примерно полумиллиардом долларов – и это лишь на счетах в отделениях иракских госбанков, которые попали под тиранию ИГИЛ.
Третья строка по объему доходов террористичского государства принадлежит средствам, выручененным при использовании промышленного оборудования и мощностей захваченных районов. К примеру, иракская провинция Анбар, которую боевики контролируют, имеет фосфатные рудники и расположенный рядом завод для производства фосфорной и серной кислот. С учетом размаха производства и ориентировочных цен реализации, исламистами могут быть выручены за год несколько десятков или даже сотен миллионов американских долларов в качестве дохода с данных предприятий. Кроме того, исламскими террористами захвачены несколько заводов по изготовлению цемента и извлечению такого химического элемента, как сера. Однако для ИГИЛ будет монетизировать такие ресурсы труднее, нежели арабские нефтепродукты, для продаж которых существует ряд устойчивых площадок и контрабандных маршрутов.
Следом по своей значимости идут доходы от разграбления старинных памятников, включая налоги на контрабанду культурных ценностей и артефактов. В соответствии с оценками журнала National Geographic, за прошлый год на таком «бизнесе» исламисты в Сирии получили десятки миллионов долларов. ИГИЛ в целом контролирует почти пять тысяч археологических раскапываемых или раскопанных площадок, при этом некоторые квалифицированы как Всемирное наследие ЮНЕСКО.
Есть еще и спонсоры у террористического исламского государства, которых оно разделяет, в частности на «золотых» и «серебряных».
За год ИГИЛ «заработало» миллиард долларов
Автор: Александр Абрамович
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.