Угроза глубокого финансового кризиса, с которой украинское государство столкнулось в прошлом месяце, была на время отодвинута благодаря последним действиям Киева. Заявлять о том, что Украина сумела выкарабкаться - рано, но она получила время на реформы, заявляет шведский экономист А. Аслунд.
Сумел ли Нацбанк спасти гривну?
2 марта ВРУ проголосовала за 8 законов, принятия которых потребовал МВФ взамен на собственную финансовую помощь. Уже 11 марта МВФ может одобрить 2-летнюю программу помощи Киеву, договоренность о которой с Кабмином достигнута была еще 12 февраля. Данной программой предусматривается выделение для Украины 40 млрд. долларов кредита, из которых 17,5 доллара будут получены непосредственно от самого МВФ. Это государству может позволить выбраться из глубокой экономической ямы, в которой страна провела 2 последних месяца.
Кризису Украины предшествовали сразу несколько событий. Так, в январе резко обвалился курс нацвалюты, инфляция возросла до 28,5%, а само промышленное производство быстро сократилось на 21%. Что является еще более важным, к концу месяца существующие золотовалютные резервы страны упали до 6,4 млрд. долларов. Такому скатыванию в кризис напрямую поспособствовало и то, что прошлой осенью ЕС Украину заставил отдать Газпрому сразу 3,1 млрд. долларов по нескольким спорным долгам для того, чтобы не пострадали поставки голубого топлива в страны ЕС.
Но при этом финсредств на это в ЕС не выделили, а с резервами на уровне только месячного объема импорта что-либо говорить о стабильности нацвалюты никак не приходится. В итоге в январе гривна рухнула, что спровоцировало паническое сметание товаров на прилавках украинских магазинов. Кульминации все происходящее достигло уже 23 февраля.
Даже официального заключения договора с МВФ оказалось недостаточно для того, чтобы остановить разразившуюся панику. Были нужны 3 дополнительных фактора. Кабмину нужно было снизить дефицит госбюджета- это во-первых,. Во-вторых, МВФ был должен предоставить существенные средства. В-третьих, Нацбанк должен был резко ужесточить свою монетарную политику. Сейчас Киев выполнил свою задачу; МВФ, видимо, также имеет намерения сдержать слово. Кроме этого, запущенные достаточно серьезные реформы – дерегуляция и сама модернизация управления госкомпаниями – поспособствовать должны росту экономики уже в следующем году.
Наиболее важным из законов, 2 марта принятых ВРУ, были поправки в госбюджет. Дефицит бюджета никак не должен превышать показатель в 4,1% ВВП, но при этом общий дефицит, в себя включающий рекапитализацию банковских учреждений и долги Нафтогаза, в текущем году составит 8,8% - в сравнении с 13,5% в 2014 году.
Другое важное изменение – повышение существующих тарифов. Этим законом предусматривается отмена энергетических субсидий. В апреле цена на природный газ для населения должна увеличиться на 280%. За 2 года тариф вырасти должен в 3,5 раза. Это наиболее решительный шаг против коррупции, который предпринимался когда-либо в Украине, ведь много кто в стране сколотил капитал именно на покупке голубого топлива по низкой цене у государства и его последующей перепродаже по существующей рыночной.
Самый политически болезненный закон резко сокращает часть пенсий, суммарные выплаты по которым в 2014 году составили 16% от ВВП. Выплаты всем работающим пенсионерам сократили на 15%, а вот пенсионный возраст для женщин повысили до 60 лет, теперь для получения пенсии необходим более значительный стаж, также была уменьшена база для расчета пенсий. В итоге государство сэкономить сможет значительные финсредства на этом законе.
На фоне таких решений НБУ ужесточил монетарную политику. Так, ключевая учетная ставка резко увеличилась до 30% в год – это является немного выше, нежели нынешний показатель инфляции. Нацбанк увеличил требования к гривневым резервам всех коммерческих банков и поднял процент обязательной к продаже инвалюты для экспортеров до целых 75%. Регулятор признал проблемными еще несколько известных банков. Ключевыми игроками, разработавшими эти законы, были премьер Яценюк и глава Минфина Н. Яресько.
Экономист А. Аслунд отмечает, передают специалисты издания "Биржевой лидер", что МВФ планирует утвердить программу оказания помощи Украине уже 11 марта. Первый необходимый денежный транш проведен должен быть сразу на следующий день. Вероятнее всего, речь идет о примерно 5 млрд. долларов, хотя сегодня есть предположения, что первая сумма может оказаться и значительно больше. Это Украине помогло бы увеличить собственные золотовалютные резервы и должным образом стабилизировать нацвалюту. А. Яценюк заявил, что еще около 3,5 млрд. долларов предоставлены будут другими партнерами сразу же после того, как МВФ официально утвердит программу своей помощи.
В последнюю неделю прошлого месяца гривна начала более-менее укрепляться, поднявшись до 26 за доллар. После транша от МВФ такое укрепление может и дальше продолжиться. Тем не менее имеется три главных риска, которые способны помешать прогрессу в Украине. Первый – военная агрессия РФ. Второй – то, что международное финансирование оказаться может незначительным. И, наконец, Киеву осталось внедрить все те законы, которые власти раннее так храбро приняли.