После отмены российского проекта «Южный поток» по поставке газа в Европу через дно Черного моря осталась нерешенной проблема альтернативной доставки голубого топлива в ЕС. Внимание к этой проблеме снова возросло после того, как встретились президент Азербайджана и глава правительства Болгарии. В прессе активно заговорили о возрождении казалось бы забытого проекта газопровода Nabucco. В свое время Россия активно способствовала закрытию данного проекта, который предполагал газовые поставки в Европу в обход ее территории, теперь же расклады сложились таким образом, что старый проект может быть реанимирован, причем с активной поддержкой со стороны РФ, ведь труба газопровода должна быть заполнена для эффективной работы потока. Об этом рассуждает экономический обозреватель Deutsche Welle А. Гурков.
Эксперт отмечает, что уже сейчас в российских СМИ идет активное обсуждение договоренностей между И. Алиевым и Б. Борисовым, причем многими комментаторами, как и ранее, используются аргументы относительно бесперспективности старого проекта Nabucco. Гурков же напротив, указывает на то, что «Газпрому» необходимо всячески способствовать реанимации старой идеи, которая в новых условиях может стать важным элементом дальнейшей востребованности российской компании на европейском рынке.
История срыва проекта Nabucco.
История проекта Nabucco, как отмечает издание «Биржевой лидер», началась более десятка лет назад, когда в России о «Южном потоке» даже не думали, он появился позже и стал явным конкурентом Nabucco. Но в начале, по инициативе австрийской OMV в 2002 году был предложен проект, по которому газопровод должен был доставить газ из прикаспийских государств, минуя Россию, в Евросоюз. Такая ситуация разумеется не могла устроить российского монополиста и с целью недопущения австрийского проекта в 2006 году был предложен «Южный поток».
Стоит отметить, что тогда в Москве еще даже не рассчитывали на прекращение транзита через Украину, так вопрос начал ставиться гораздо позже, главное для Газпрома было, подорвать конкурента, который собирался доставлять газ без участия российских поставок. Об этом можно было судить и по тому, что маршруты двух газопроводов по европейской территории проходили аналогичным способом – через Болгарию, Венгрию, Австрию. В результате в этой конкуренции проиграл европейский проект, решающим фактором стало отсутствие гарантированного заполнения газотранспортной трубы, ведь на тот момент четко говорилось только о транспортировке газа из Азербайджана, а объемы топлива из Ирака, Ирана, Туркмении в силу разных причин оставались лишь на бумаге, что в общем-то остается и на данном этапе.
С течением времени ситуация вокруг транспортировки газа из Каспия изменилась. Здесь следует упомянуть, что наряду с «длинной трубой» Nabucco, которая стартовала с восточной границы Турции, появился и более короткий проект Nabucco-West, который обеспечивал прокладку трубопровода от границы Турции с Болгарией до Австрии. После отказа от Nabucco Турция и Азербайджан договорились вместе прокладывать газопровод TANAP по территории Турции (так называемый Трансанатолийский проект), который имеет окончание на западе Турции, недалеко от территории Болгарии. В таком виде ситуация сохранялась до отмены российского проекта «Южный поток».
Многое изменил отказ россиян от строительства «Южного потока».
Дальнейший транзит газа из Турции в центральную Европу мог осуществляться двумя способами – в рамках проекта Nabucco-West или на мощностях Трансадриатического газопровода TAP, который предлагал транспортировку через территорию Греции, Албании и далее под водой Адриатического моря до итальянской территории. Азербайджан летом 2013 г. поддержал строительство TAP, и вариант Nabucco-West оказался невостребованным из-за чего, как казалось, прекратил существование, но тут Россия неожиданно отказалась от «Южного потока». В ходе визита в Турцию в декабре прошлого года президент Путин объявил о решении отказаться от прокладки газопровода по дну Черного моря в Европу, но «развернул» его в сторону Турции. После возникновения «Турецкого потока», как отмечает Гурков, возникло ощущение, что казалось бы забытый Nabucco-West, вероятно, похоронен зря.
Пока в Москве заявили, что «Турецкий поток» будет иметь конечной точкой некое место возле границы Турции с Грецией, но уже ясно, что недостатком проекта является отсутствие в точке назначения потребителей из ЕС, и разработанный ранее мощный европейский проект Nabucco-West мог бы стать именно тем связующим звеном, которое бы наполнило нужды всех участников необходимым смыслом. В результате несколько проектов получили бы вполне конкретный смысл своего существования. На западе Турции вырисовывается газовый хаб, куда приходит трубопровод TANAP и мощный «Турецкий поток», далее по двум направлениям, используя возможности TAP и Nabucco-West, газ транспортируется через Грецию в Италию и в северо-западном направлении через Болгарию, Румынию, Венгрию - в Австрию.
В результате, как полагает эксперт, должны выиграть все участники процесса транспортировки. Азербайджан и Россия найдут применение своему газу, Турция получит на своей территории газовый хаб, а в Европу будет поставляться газ по двум направлениям с перспективой возможного подключения к поставкам Ирана, Туркмении, Ирака.