Агрессия, предпринятая Российской Федерацией в отношении соседней Украины, заставила европейские страны взглянуть на себя по-новому. Более детально о том, что изменилось в Европе после российской агрессии против Украины, узнавали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Немецкое издание Frankfurter Allgemeine Zeitung отмечает, что произошедшие на территории Украины события снова разделили Европу на два лагеря, однако в настоящее время речь не идет о двух противоположных по идеологии блоках, как это было раньше, во времена "холодной войны". Речь идет о зонах с разным уровнем безопасности – в частности, центральная и западная части Старого света представляют собой зону повышенной стабильности, поскольку данное пространство фактически идентично территории, занимаемой странами Европейского Союза и Североатлантического альянса.
Тогда как к востоку от данной зоны уже начинается область нестабильности, в которую входит не только Украина – к этой же зоне относятся Грузия, Беларусь и Молдова, страны, перспективы которых эксперты оценивают как не самые благоприятные. Наибольшей проблемой для этого региона является Российская Федерация, претендующая на право господства здесь, однако не могущая реализовать свои амбиции на практике. Даже до начала сегодняшнего кризиса президент РФ Владимир Путин не был настолько сильным, чтобы установить контроль Москвы над соседними с Россией странами, а сейчас эту задачу сделали еще более сложной введенные западными странами санкции и рухнувшие цены на нефть.
Сегодняшний кризис – это проблема для Европы, решать которую придется не один год.
Сегодняшний кризис является очень серьезной проблемой, решать которую Европе предстоит еще не один год. Фактически, в деле формирования порядка безопасности на всей территории Европы западные страны потерпели фиаско. Расширение в восточном направлении деятельности европейских институтов привело к стабилизации довольно широкого коридора из бывших соцстран – от Прибалтики до Болгарии, и тот вакуум, который возник после заката Варшавского договора, оказался заполненным.
При этом многие очень часто забывают, кто получил наибольшую выгоду в результате всего этого. А наибольшую выгоду получила Германия, заполучившая умиротворенную жизнь в восточной части Европы, хотя это не было само собой разумеющимся финалом после падения Берлинской стены. Ведь не случайно идея о расширении Североатлантического альянса на Восток исходила в свое время как раз от главы министерства обороны Германии.
При этом во время расширения Альянса вопрос о том, как следует относиться к Российской Федерации, остался без ответа. Различные соглашения, которые были заключены НАТО и Москвой, не изменили ничего в том плане, что зачастую интересы России, как она сама их определяла, расходились с интересами североатлантического альянса.
На Западе это обстоятельство довольно долго не воспринимали всерьез – западные страны больше беспокоил вопрос борьбы с терроризмом, поэтому вопрос безопасности Европы отошел на второй план. Сейчас можно долго спорить о том, получится ли примирить столь большую страну, как Россия с союзом, которым руководит другая, не менее крупная страна. Однако одно можно утверждать уверенно: на Западе многие проглядели, что возглавляемая Путиным Россия превратилась в ревизионистскую державу.
Союзники сплотились в связи с изменением ситуации.
В связи с изменением ситуации союзники решили сплотиться, укрепив единство и сотрудничество в военном плане. Такое развитие событий не вызывает никакого удивления, потому что уроки, преподнесенные историей, уже научили: угроза, идущая извне, всегда сплачивает. Сейчас даже такие страны как Греция, Словакия или Венгрия, чье руководство фактически в открытую заигрывает с Владимиром Путиным, сейчас предпочитают не вставлять палки в колеса новым планам обороны Североатлантического альянса, такое поведение свидетельствует, что эти страны прекрасно понимают: они будут беспомощны без содействия со стороны НАТО.
В процессе возобновившегося обсуждения вопросов коллективной обороны выяснилось, что Вооруженные силы европейских стран оснащены довольно плохо – ведь по замыслу некоторых политиков, армии стран ЕС должны объединиться в единые Вооруженные силы. На протяжении последних нескольких лет военное мышление определялось кризисным менеджментом, и в вопросах обороны было принято слишком много решений о сокращении расходов. И то, что сейчас силы Альянса перемещаются в восточном направлении, никак не влияет на положение Прибалтики – небольшого и очень уязвимого для осуществления диверсий региона, оказавшемся в очень неблагоприятной с точки зрения безопасности ситуации.
Ядерный арсенал Соединенных Штатов Америки является гарантом безопасности стран Западной Европы, как и во времена "холодной войны", даже если сейчас НАТО не делает никаких публичных заявлений по этому поводу. Как раз по этой самой причине ситуация, когда может начаться полномасштабная война Европы с Российской Федерацией, является маловероятной – Владимир Путин не будет доводить дело до ядерного противостояния. При этом вопрос, как запад может вернуться к более-менее нормальным отношениям с Россией, пока еще остается открытым, поскольку российский президент утратил доверие лидеров западных стран.