История с Азиатским банком инфраструктурных инвестиций постепенно превращается в самое настоящее дипломатическое бедствие для Соединенных Штатов. Сначала Вашингтон спланировал, а затем проиграл борьбу с Китаем за влияние и власть, чем непреднамеренно подал сигнал о том, в какую именно сторону начала смещаться данная власть, а также влияние в 21-м веке.
В 2013 году Китай сообщил о собственном намерении учредить АБИИ, после чего Соединенные Штаты принялись убеждать союзников бойкотировать этот новый институт. Как утверждали американцы, новый банк, которые пользуется поддержкой Пекина, будет следовать не таким строгим, как у Всемирного банка, стандартам кредитования. Однако было понятно, что на самом деле это борьба за власть. ВБ всегда находился в Вашингтоне, и возглавлял его всегда американец. Азиатский банк инфраструктурных инвестиций – потенциальный противник ВБ, который будет расположен в Шанхае, а Китай станет его основным акционером.
Стоит заметить, что сначала Южная Корея, Япония и Австралия думали держаться в стороне от АБИИ, равно как и остальные крупные страны Европы. Но новость о том, что Великобритания желает стать учредителем и членом этого банка, смогла создать очень заметную трещину в едином фронте, который выступал против китайского банка.
Большая часть аналитиков в Южной Корее полагает, что спустя некоторое время Сеул также будет участвовать в новом банке. Кроме того, Австралия начала пересматривать собственную позицию, да и ряд крупных европейских стран тоже могут последовать примеру Великобритании. На сегодняшний день единственными действительно значимыми противниками АБИИ являются Соединенные Штаты и Япония. Для США это выглядит достаточно плохо. Вместо того чтобы сплотить союзников и занять действительно принципиальную позицию против данного небезупречного предприятия, Соединенные Штаты в этом эпизоде с китайским банком выглядят обиженными и изолированными.
Данная история может стать еще большим бальзамом на китайскую душу, так как государство пережило несколько неудачных лет во время собственной нарастающей борьбы с США за влияние и власть в Азии.
Китай стремится к развитию экономических связей.
В последнее время Китай начал активней подчеркивать собственное стремление к развитию экономических связей с другими государствами, в частности, за счет создания нового Шелкового пути в инфраструктуре и торговле, проходящего через Центральную Азию. Данный проект планируется осуществлять параллельно проекту «морского Шелкового пути». Не исключено, что в финансировании этих инициатив примет участие и АБИИ.
Сегодня Пекин старается убедить государства Азии в том, что усиление Китая никакой угрозы не создает, и что в действительности они только выиграют от его стремительно растущего богатства. Более того, очень похоже, что большая часть соседей Китая, а также британцы, которые возлагают надежды на привлечение из КНР инвестиций, сделали вывод, что такую возможность попросту нельзя упускать.
Данная история с китайским банком демонстрирует тот факт, что в борьбе за влияние в Азии основным китайским козырем стала растущая экономическая мощь данного государства. В отличие от КНР, основной козырь Соединенных Штатов – это комплекс договоров в сфере безопасности и военная мощь. Те государства, которые оказались посередине, сталкиваются со своеобразной дилеммой. У Австралии, Японии, Южной Кореи и Филиппин существуют договоры о безопасности с Соединенными Штатами, однако все они намного больше торгуют с Китаем, чем со Штатами.
Таким образом, Южная Корея рассчитывает на военную мощь США в отражении возможного нападения Северной Кореи или же даже самого Китая. Однако КНР на сегодняшний день берет не менее четверти южнокорейского экспорта, в свою очередь, в США его уходит примерно 12 процентов.
Как результат, интересы Южной Кореи очень часто тянут ее в совершенно разные стороны. Одним из таких примеров является АБИИ. Второй пример – это идущие в государстве дебаты по вопросу о том, нужно ли уступать просьбе США о размещении на территории страны противоракетной системы, которая может быть очень кстати в обороне против Северной Кореи, но которую Китай считает угрозой для своей безопасности.
Случай с АБИИ может только усилить стимулы Японии и Соединенных Штатов заключить торговый договор о транстихоокеанском партнерстве, объединяющем 12 государств тихоокеанского региона, однако в который демонстративно не будет включен Китай. Как утверждают американцы, в данном случае речь идет не о попытках создания антикитайского блока, а о соблюдении стандартов экономической открытости. Однако некоторые союзники США не верят в полной мере в такого плана доводы, а кое-кто даже говорит о том, что все это достаточно странно – заключать новое торговое заключение без Китая, который является ведущим торговым государством в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В такой азиатской рукопашной схватке между Пекином и Вашингтоном наиболее важный вопрос заключается в том, что же в итоге будет важнее: экономическая мощь Китая или военная сила Соединенных Штатов. При этом ответ будет разным, так как он зависит от конкретной ситуации. Однако в целом, чем больше то или иное государство будет ощущать угрозу со стороны КНР, тем больше оно будет склоняться в сторону США.