Агрессия со стороны Российской Федерации вполне логично приводит к тому, что европейские государства усиливают собственную обороноспособность. Активнее всего в данном плане действует НАТО, представители которого пытаются укрепить свои восточные рубежи. По словам профессора политологии в Калифорнийском университете Эдварда Уокера, в самое ближайшее время союзники в Восточной Европе могут использовать новые силы сверхбыстрого реагирования. Защита восточных границ Североатлантического альянса являются актуальным вопросом из-за продолжающегося в настоящий момент украинского кризиса. В НАТО пришли к соответствующему выводу еще в феврале 2014 года, когда Россия уже активно приступила к оккупации украинского полуострова Крым. Окончательное решение о расширении принимаемой меры было принято в начале сентября прошлого года на многообещающем саммите в Уэльсе. Ранее Альянс уже доукомплектовал военно-морские и авиационные силы на Черном и Балтийском морях. На восточном фланге параллельно с тем заметно был усилен размер ротируемых сил, а в прифронтовых европейских государствах чаще стали проводить военные учения для того, чтобы поддерживать армию в состоянии боевой готовности.
В непосредственной близости от границ с Украиной была размещена современная высококачественная военная техника, а также улучшена логистика. Уполномоченные должностные лица выражают уверенность в том, что они не желают применять данное вооружение, но при наличии такого серьезного врага мировой безопасности подготовка к вероятному конфликту является обязательным процессом. Деловое издание «Биржевой лидер» напоминает о том, что в Уэльсе также было принято важное решение о последующем создании Совместных сил сверхбыстрого реагирования. Справедливости ради следует признать, что в этом направлении на сегодняшний день не было сделано ровным счетом ничего, но высокопоставленные представители командования считают, что в ближайшем будущем ситуация кардинальным образом будет изменена. Уже к концу текущего года новые силы планируется развернуть на восточной части Европы. Речь в данной ситуации идет о более чем 5 тысячах военнослужащих, которые будут представлять самые разнообразные подразделения и военные ведомства.
Силами сверхбыстрого реагирования будет руководить то государство, которое будет возглавлять сам процесс ротации. Это может быть Великобритания, Франция, Германия, Испания или Польша. Предварительно были созданы временные силы, в состав которых вошли военнослужащие из Нидерландов, Германии и Норвегии. В перспективе силы быстрого реагирования смогут достигнуть 30 тысяч квалифицированных военных специалистов. В целом НАТО серьезно увеличивает собственные расходы именно на оборону. В Уэльсе была принята важнейшая декларация, которая предусматривает, что все без исключения члены альянса должны будут увеличить свои военные расходы до 2 процентов ВВП. Не менее чем 20 процентов от этой довольно крупной суммы денежных средств будет затрачиваться на военную технику. В течение ближайшего десятилетия все эти цели должны быть достигнуты, но при этом всем необходимо улучшить среднемировые экономические показатели. Именно поэтому не стоит на данном этапе торопиться с выводами, ведь финансовая составляющая до сих пор остается непредсказуемой.
В случае нападения России на страны Балтии силы НАТО могут вовремя не подоспеть.
Для Североатлантического альянса принципиально важно ускорить процесс создания сил сверхбыстрого реагирования. Пока авторитетные аналитики прогнозируют, что эта задача будет достигнута ближе к концу 2015 года, но Российская Федерация является реальным агрессором, который может атаковать страны ближнего зарубежья практически в любой момент. В таком случае силы НАТО обязательно должны отреагировать, но остается актуальным вопрос о том, произойдет ли это своевременно. В дальнейшем ситуация может быть стабилизирована, ведь объективно западные экономики на сегодняшний день примерно в 20 раз больше, чем у России. Соответственно, существенно отличаются и военные расходы. Исходя из этого экономического превосходства, НАТО может себе позволит создавать дополнительные подразделения по интеграции вооруженных сил сразу в шести государствах восточного фланга альянса. Речь в данной ситуации идет о Литве, Латвии, Эстонии, Румынии, Польше и Болгарии.
Уже в следующем году вышеуказанные подразделения приступят к выполнению своих основных функциональных обязанностей. В первую очередь они будут планировать и координировать, а также осуществлять квалифицированный надзор за процессом проведения военных учений. Не станут исключением и другие восточноевропейские страны, которые на сегодняшний день не ходят в состав НАТО. Это может быть Грузия и даже Украина, которая прямо сейчас продолжает страдать из-за агрессии со стороны России. Самое главное, что все вышеуказанные силы будут постоянными, ведь они смогут в любой нужный момент отреагировать должным образом на атаки или провокации. В самом альянсе в последнее время все чаще говорят о перспективной стратегии «переубеждения через вторжение», которая будет действенной в противостоянии с серьезным агрессором.