Разгорающийся в Йемене конфликт, в случае его перехода в длительную фазу, грозит изменением ситуации на нефтяном рынке. «С учетом того, что в его основе лежит религиозное противостояние, вероятность затяжного кризиса весьма высока», - считают эксперты издания «Биржевой лидер».
В случае распродажи запасов в США война в Йемене станет драйвером рынка нефти.
Сейчас, когда активную позицию в военном противостоянии заняла Саудовская Аравия, а с другой стороны существенную роль играет другой региональный лидер – Иран, вероятность накала на всем Ближнем Востоке стала реальностью. При этом стоит понимать, что на стороне Саудовской Аравии выступают сразу несколько союзников: Катар, Бахрейн, ОАЭ, Кувейт, Иордания, Египет, Марокко, Судан, Пакистан. Министр нефти Ирака А. А. Мехди заявил в четверг, что цены на нефть на мировом рынке к концу текущего года, вероятно, достигнут 70 долларов за баррель. По мнению министра, к началу конфликта цены достигли дна и не могли опуститься ниже. Теперь же они пошли в рост хоть медленно, но постоянно.
В четверг рынок нефти отреагировал на ближневосточные события повышением цен. Марка Brent по результатам торгов на бирже ICE Futures достигла в максимуме 59,78 доллара за барр., что превысило уровень закрытия предыдущих торгов более чем на 3 доллара. Марка WTI на торгах товарной биржи в Нью-Йорке показала рост майских фьючерсов на 6,6 процента, установившись на уровне 52,48 доллара за барр., - отмечают аналитики брокера Форекс Тренд / Forex Trend:
Йемен не является значимым игроком на нефтяном рынке, но конфликт, который развивается сейчас на его территории, может привести к перелому тенденций, преобладавших на нем ранее, и станет толчком к дальнейшему удорожанию «черного золота». Следует также учесть, что рядом расположен Баб-эль-Мандебский пролив, где проходит одно из основных транзитных направлений Ближнего Востока. В случае разрастания военных действий путь танкеров по проливу может быть перекрыт, и под угрозой останется снабжение нефтью Европы из Персидского залива, под вопросом также окажутся поставки по короткому маршруту из Северной Африки в Азию.
Реагируя на такую потенциальную опасность, потребители переходят к пополнению запасов, пока цены на нефть невысоки. С другой стороны, нынешнее повышение стоимости нефти может носить элемент паники, в таком случае уже в ближайшее время страсти на рынке могут поутихнуть, и крупные закупки прекратятся, что вместе с тем не означает, что цены вернутся в прежнее состояние. Рост цен выгоден трейдерам в том числе и потому, что это хороший повод распродать нефтяные запасы, которые скопились в американских хранилищах. Их переизбыток существенным образом давил на рынок, сдерживая рост цен. Если ближневосточный конфликт будет продолжаться, то запасы американской нефти будут существенно сокращены, и после этого ситуацией на рынке буду управлять иные факторы, причем в значительной степени связанные с конфликтом на Ближнем Востоке и возможными проблемами транзита в регионе.
Религиозный характер конфликта и вовлеченность в него региональных лидеров усложняет ситуацию и заставляет поверить в нескорое ее разрешение. С учетом обстоятельств, еще недавно казавшееся устойчивым падение нефтяного рынка теперь выглядит лишь временным спадом накануне устойчивого роста.