Второй пилот самолета немецкой компании Germanwings, виновный в крушении летательного аппарата 24 марта, имел в прошлом склонность к суициду, сообщила немецкая прокуратура, о чем информирует издание «Биржевой лидер».
Как отмечается А. Лубиц, пилот, который управлял самолетом, разбившимся во Франции, проходил в свое время курсы психотерапии, где была отмечена его суицидальная склонность. Но было это еще до того, как он стал пилотировать самолеты, сообщила прокуратура Германии. Позднее, когда он в качестве пилота проходил медобследования, такая склонность у него уже не наблюдалась.
Самолет потерпел крушение, совершая полет из Испании в Германию на территории Франции. После того, как на месте крушения были обнаружены записи бортовых самописцев и проанализированы данные этих записей, стало известно, что Лубитц находился в сознании и управлял лайнером в тот момент, когда самолет врезался в землю. Как сообщается, на записи слышно, что дыхание его было размеренным и, судя по всему, он намеренно направил самолет к земле. В одиночестве второй пилот остался после того, как командир борта П. Зонденхаймер ненадолго покинул кабину летчиков, чтобы отлучиться в туалет. Любиц взял на себя управление. Когда Зонденхаймер попытался вернуться в кабину, то оказалось, что она была заперта. Конструкция самолета предполагает закрывание кабины изнутри, но есть возможность открыть ее с наружи в экстренном случае, если с пилотами что-то произошло. Однако Лубитц исключил открывание, заблокировав дверь. Командир самолета пытался уговорить пилота отворить дверь, однако пилот не отвечал. Впоследствии Зонденхаймер предпринял попытку взлома двери топором, однако это не помогло. После этого самолет на полной скорости врезался в землю, что привело к гибели всех находившихся на борту людей в количестве полутора сотен человек.
Основываясь на известных деталях трагедии, полиция при возбуждении дела намеревалась классифицировать его как преднамеренное убийство, но в результате было решено расценить действия пилота, как непредумышленное убийство. Как посчитало следствие, Любиц хотел уничтожить самолет, но не имел сознательного желания убивать пассажиров.
Трагедия стала причиной пересмотра европейской практики проверки пилотов.
Следствие провело обыск в доме пилота, в ходе которого выяснилось, что он был на больничном, который ему предоставил психиатр, но Лубитц проигнорировал предписание, разорвал справку и вышел на работу не поставив в известность руководство компании. В СМИ со ссылкой на следствие сообщили, что несколько лет назад пилот проходил лечение от депрессии, а несколько последних месяцев наблюдался в дюссельдорфской клинике. Проблема Лубица со здоровьем сводилась к тяжелому психосоматическому расстройству.
Как пояснили медики, в данном случае имел место синдром эмоционального выгорания на работе, в связи с чем пилот принимал большое количество медикаментов. Также стало известно, что Лубиц имел проблемы со зрением, которые могли прекратить его карьеру пилота. Лубиц любил свою работу и усугубление проблемы со зрением заставило его обратиться к врачам. Существует предположение, что данная проблема была последствием предыдущей болезни пилота, то есть психосоматическое расстройство могло проявиться в виде физиологического расстройства – в данном случае возникновения проблем со зрением. Они выразились в отслоение сетчатки, что привело к ограничению зрительной способности на 30 процентов. В немецкой прокуратуре по поводу общения Лубица с докторами сказали лишь то, что признаки агрессии или суицида у пилота не обнаруживались, а участвовать в спекуляциях по поводу мотивов действий пилота прокуратура не собирается.
Столь громкое дело в связи с катастрофой самолета, унесшей большое количество жизней, привело к обсуждению проблем в организации полетов пассажирской авиации. В данном случае они проявились отчетливо, с учетом того, что за штурвалом самолета оказался неуравновешенный пилот с ухудшающимся зрением. Как стало известно, ранее ООН обращалась к авиакомпаниям с рекомендациями по повышению внимания к психическому состоянию летчиков, но как оказалось по существу эти рекомендации не получили достойной реакции.
Как выяснилось, предложения были сделаны в 2012 - 2013 годах. Теперь медицинская ассоциация аэронавтики, в состав которой входят 2,5 тысячи специалистов, в компетенцию которых входит решение проблем здоровья летчиков по всему миру, сделала вывод, что вопросы психологии пилотов, управляющих воздушными судами, нуждаются в большем внимании. Заниматься такими вопросами должны, как члены специальных комиссий, так и авиационные власти.
Подобное обсуждение начиналось несколько лет назад, но тогда все ограничились лишь отдельными рекомендациями, которые на практике не получили внедрение в жизнь среди сотрудников служб по вопросам безопасности европейского транспорта. Теперь же соответствующие европейские службы практически гарантируют внедрение всех рекомендаций. Ранее медицинское освидетельствование пилотов на предмет психологического здоровья допускалось лишь в случае их переаттестации. Британские летчики, например, проходят такие проверки один, максимум два раза, в год в зависимости от их возраста. Не существовало регулярных проверок и в других европейских государствах.