Российская служба безопасности запретила въезд на территорию РФ финскому инвестору С. Ремесу на пять лет. Эта новость стала откровением для бизнесмена, который более двадцати лет работал и жил в России, занимая высокие посты в российских энергетических компаниях. В интервью РБК Ремес рассказал, как развивались события вокруг его персоны, и поделился планами на будущее, передает издание «Биржевой лидер».
Говоря о том, каким образом бизнесмен узнал о появившемся запрете, Ремес рассказал, что еще 13 марта, когда он покидал Россию, отправляясь в отпуск, к нему в аэропорту обратился сотрудник ФСБ и пригласил на беседу. В отдельном кабинете офицер предъявил ему документ, в котором содержалось предупреждение. В сжатом виде в тексте пояснялось, что ФСБ известно, что Ремес собирает информацию о сотрудниках энергокомпаний с государственным капиталом из числа руководства. Также там сообщалось, что спецслужбе известно, что эта информация не передавалась на сторону и спецслужбам других государств, и, хотя в данном случае не может вестись речь о преступлении, ФСБ предупреждает, что в будущем не рекомендует собранную информацию передавать кому-либо.
Бизнесмен признал, что в тот момент был сильно удивлен и происходящее ему показалось сюрреализмом. Он напомнил, что входит в совет директоров корпорации «Россеть» и уже поэтому имеет право владеть информацией относительно руководящих работников компании, что соответствует его статусу и существующему законодательству. Кроме того, как он уточнил, не собирал никакой информации и не имеет никаких связей с другими энергетическими компаниями вот уже несколько лет. В тот день Ремесу не сообщали о том, что он может быть не допущен в Россию, и он улетел в Финляндию. Однако после того, как бизнесмен возвратился из отпуска 22 марта, ему на границе вручили бумагу, в которой уже ничего не пояснялось о претензиях, а просто сообщалось, что въезд в РФ запрещен на основании статьи, в которой идет речь об угрозе обороноспособности. По словам Ремеса, на память он не помнил о подобной статье, но в целом все проходило как типовая процедура. Других претензий выдвинуто не было.
Обращения в суд не будет.
Теперь Ремес размышляет над тем, как он сможет вернуться в Россию, но одно говорит точно – в судебные инстанции обращаться не будет, ведь не представляет, как можно судиться с ФСБ. Но какие-то меры обязательно предпримет, вероятно, через людей, которые способны оказать содействие и объяснить, что данное решение неправильное и неконструктивное. Говоря о причинах принятых мер против человека, который много лет жил в России и вел там свой бизнес, Ремес не смог ничего добавить к официальному предупреждению, которое ему ранее было предъявлено, а из официальной информации следовало, что претензии к нему предъявили в контексте деятельности в сфере электроэнергетики.
По его непосредственной работе в «Россети» предупреждений не было. Он признал, что в процессе работы возникали расхождения с руководством и иногда весьма серьезные, но то же можно сказать и о других членах совета директоров, и даже в отношении правительства. То есть в данном случае бизнесмен не понимает, чем он принципиально отличался на работе. Говоря о характере разногласий, Ремес уточнил, что, как правило, речь шла о принятии тех или иных решений, эффективности работы руководства компании. Также он вспомнил, что предлагал приватизацию МРСК, в то время как руководство «Россетей» придерживалось мнения, что приватизировать не стоит. Также бизнесмен предлагал децентрализацию. Он признает, что некоторые моменты были достаточно принципиальными, но это не может становиться причиной высылки из страны.
Пока Ремес находится в Финляндии, так как близится праздник католической Пасхи он планирует провести несколько дней с семьей и, скорее всего, еще несколько недель потом, а дальше будет принимать решения. Он вспомнил, что с 1993 года, когда приехал в Россию, жил в Москве. Бывало сложно, но всегда интересно. Он также признался, что будет скучать по русским людям, которые, по его мнению, «интересные, талантливые, хорошие».
Возвращаясь к бизнесу, Ремес сообщил, что в данный момент участвует только в одном проекте - EOS Russia. Все его активы находятся в акциях компаний из числа электроэнергетических, в большей мере электросетевых. Фонд, в частности, имеет ценные бумаги электросетевых компаний центральной части РФ и Приволжья, Урала, северо-западного региона. При этом размер фонда, по его оценке, невелик - примерно 300 млн. шведских крон. Это связано со значительным падением акций МРСК за последний год, но несколько лет назад объем фонда был на уровне 500 – 600 млн. крон. У бизнесмена остается присутствие в советах директоров нескольких компаний «Россети», «Сибур», «Роснано», «Соллерс». Но это будет продолжаться до новых собраний акционеров, а потом, скорее всего, снова его не переизберут.
В фонде EOS Russia подтвердили запрет на въезд в Россию Ремеса. В пресс-релизе сообщается, что совет директоров считает, что этот факт «печальное развитие событий» для фонда и желает подтвердить поддержку Ремесу в усилиях по прояснению ситуации и получения возможности возобновить проживание и профессиональную деятельность в РФ.
Ранее Ремес был членом совета директоров РАО ЕЭС, в период, когда во главе холдинга стоял А. Чубайс, позднее вместе с Чубайсом Ремес перешел в «Роснано».