Белый дом не смог удержать союзников Соединенных Штатов от желания примкнуть к новому финансово-политическому центру притяжения. Южная Корея, Тайвань, Австралия и даже Германия выстроились в очередь к Китайской Народной Республике, создающей в Пекине глобальный кредитный институт.
Как стало известно журналистам «Биржевого лидера», 31 марта КНР закончил принимать заявки от государств, которые пожелали стать соучредителями Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ). Эту структуру ранее Пекин объявил открытой организацией, к которой может примкнуть любая желающая экономика. Но некоторые из поступивших заявок озадачили КНР.
Соучредителями АБИИ пожелали стать государство-изгой Северная Корея и остров Тайвань, который Китай не признает отдельной страной, поскольку считает его своей территорией. Также заявления подали Российская Федерация и целый ряд стран еврозоны, что повысило дипломатический престиж КНР, однако усложнило ей задачу в создании сбалансированной структуры АБИИ, которая сможет удовлетворить всех участников проекта. Украинского государства в проекте банка нет, и оно не упоминается в средствах массовой информации Китая.
Как сообщило агентство Xinhua (Китай), в качестве учредителей АБИИ Китай утвердил 30 государств. Кроме этого, 16 заявок еще рассматриваются и будут отклонены или утверждены до 15 апреля текущего года. 30 принятых стран: Камбоджа, Бангладеш, Британия, Бруней, Китай, Индия, Кувейт, Казахстан, Лаос, Мьянма, Малайзия, Монголия, Филиппины, Непал, Оман, Пакистан, Катар, Шри-Ланка, Сингапур, Таиланд, Индонезия, Узбекистан, Вьетнам, Иордания, Люксембург, Новая Зеландия, Мальдивы, Саудовская Аравия, Таджикистан и Швейцария.
16 государств-кандидатов: Италия, Франция, Германия, Австрия, Южная Корея, Турция, Нидерланды, Бразилия, Россия, Грузия, Дания, Австралия, Финляндия, Киргизстан, Швеция, Египет.
Вызов Японии и Штатам.
В самом крупном кредитном учреждении региона - Азиатском банке развития - доля Китая составляет только 6 процентов, тогда как Япония и Соединенные Штаты владеют блокирующим 25-процентным пакетом акций. В Международном валютном фонде и Всемирном банке доля Китая составляет менее 5 процентов.
Впервые относительно намерения создать собственную версию Всемирного банка китайский президент Си Цзиньпин заявил в конце 2013 года. Уже в октябре 2014 года 22 ближневосточные и азиатские страны подписали в Китае меморандум о взаимопонимании, там самым задекларировав намерения быть соучредителями АБИИ.
Но до середины марта текущего года данная инициатива выглядела не в качестве глобального проекта, а в качестве попытки Пекина замаскировать банк в Китае под международный.
Америка рекомендовала своим союзникам к АБИИ не присоединяться, выражая сомнения относительно его соответствия «высоким стандартам». КНР не сообщала, каким образом будет распределять доли в АБИИ между государствами-учредителями. Япония высказывала опасения, что КНР при помощи нового банка попытается поставить в зависимость иные азиатские страны. Контролируя инвестиции в инфраструктурные проекты, Китай усилит политическое влияние, а также сможет обменивать выдачу кредитов на лояльность. Пекин, в конечном итоге, может попытаться свергнуть доллар США с пьедестала ключевой резервной валюты, заменив ее китайскими юанями.
В середине марта текущего года к проекту АБИИ присоединилась Британия. И это разрушило строй союзников США, наперегонки вливавшихся в китайский проект. Теперь не приходится сомневаться в статусе нового банка. На его официальном сайте отмечается, что устав данной организации будет готов до конца апреля месяца. И к концу текущего года новая кредитная организация уже заработает.
Шелковый путь КНР.
Успех подключения государств с четырех континентов к созданию в Китае глобального инвестбанка можно объяснить умением китайских властей заворачивать собственные проекты в яркие и красивые упаковки.
«В 2013 году, в ходе визитов в Индонезию и Казахстан, я продвигал инициативы относительно создания «морского Шелкового пути ХХІ века и «экономического пояса Шелкового пути». Две вышеуказанных инициативы охватывает инициатива под названием «Пояс и дорога». Она призвана обеспечить потребности развития КНР и всех государств вдоль торговых маршрутов, а также региона в целом», - цитирует агентство Xinhua выступление президента Китая.
Главная идея КНР - возрождение Великого шелкового пути - целой системы дорог, по которой когда-то шли караваны в Европу из Китая. Этот путь существовал в период со II по XV век нашей эры. Он пролегал через территории таких современных стран, как Монголия, Киргизия, Казахстан, Индия, Турция, Греция, Иран и страны Закавказья.
По мнению китайских властей, нынешняя сеть морских трубопроводов, портов и железных дорог - это узкое место, тормозящее развитие государств. А «Пояс и дорога» позволит скрепить «поясом» транзитно-транспортной системы КНР с государствами Африки, Центральной Азии и Европы.
Китайскими лидерами акцентируется внимание, что от реализации инфраструктурных проектов Китая окажутся в выигрыше все участники. Однако лишь КНР возрождение Шелкового пути предоставляет шанс стать неким региональным гегемоном.