Договоренность международной «шестерки» с Тегераном по поводу иранской ядерной программы во всем мире встретили с облегчением, а в Москве уже разглядели антироссийские подводные рифы соглашения, подписанного накануне в Швейцарии.
Нет сомнений, что первым действием Ирана после снятия эмбарго станет его возвращение на мировой рынок нефти. В среднесрочной перспективе Тегеран сможет поставлять импортерам «черного золота» ежедневно 1,1,5 млн. баррелей нефти. В условиях спада мирового нефтяного рынка это немалая величина, которая способна усилить его падение. И первые признаки этого уже есть: как только поступили первые сообщения о достижении соглашения, вчера вечером нефть марки Brent подешевела до 54,1 доллара за баррель. В целом аналитики прогнозируют, что возвращение Ирана на международный рынок нефти опустит цены на 10 долларов. Это крайне болезненно ударит по и без того хилой экономике России, которая уже прочно вошла в стадию рецессии.
Опасаются в Москве и сворачивания экономических отношений между Ираном и Россией. Имея альтернативу, Тегеран, скорее всего, предпочтет сотрудничество с Западом, от которого он сможет получить намного больше политических, экономических и технологических преференций, чем от России. Иран в годы эмбарго сближался с Россией, используются ее как брешь в международной изоляции. Но теперь эта щелка оказалось ненужной.
Больше неопределенности в геополитическом вопросе. Нет сомнения, что примирение Запада с Тегераном отразится на ситуации на Ближнем и Среднем Востоке. Но кто окажется в итоге в выигрыше – Россия или Запад – большой вопрос. И без ядерного оружия Тегеран будет стремиться играть важную роль в жизни региона. В частности, резко возрастет его роль в конфликте в Йемене.