При помощи импорта нефтепродуктов Российская Федерация может оказывать влияние практически на все население Украинского государства вплоть до провоцирования социальных бунтов. Такое мнение выразил в своей статье для издания «Новое время» Богдан Соколовский, в прошлом уполномоченный президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности.
В Украинском государстве производством нефтепродуктов могут заниматься шесть огромных приватизированных НПЗ, в основном простаивающих из-за технологической отсталости. К примеру, в минувшем году из этих шести предприятий примерно на 20 процентов был загружен лишь Кременчугский НПЗ. Также есть еще госпредприятие - газоперерабатывающий завод (ГПЗ), расположенный в городе Шостка, тоже вырабатывающий немного светлых нефтепродуктов. Соколовский отмечает, что все предприятия являются технологически устаревшими.
НПЗ есть, но устаревшие.
Он подчеркивает, что два НПЗ («Нафтохимик Прикарпаття» и «Галичина») общим объемом выше 6 миллионов тонн нефти в год были построены еще в позапрошлом веке. Все остальные - в период СССР. Общая установленная мощность - в год больше 51 миллиона тонн нефти. Как правило, нефть была в основном казахская, российская и украинская. Почему была? Потому что в настоящее время есть немного (в пределах 2 миллионов тонн) только украинской нефти и в пределах 0,5 миллиона газового конденсата. «Надо признаться, что все заводы настолько устарели, что могут выпускать нефтепродукты лишь низкого качества: согласно европейской шкале - Евро 2 (несмотря на то, что некоторые обладатели НПЗ отчитываются о выпуске Евро 3, однако это неправда). Во всей Европе используют Евро 4, Евро 5 и Евро 6. У нас же в основном потребляется Евро 5 и Евро 4. Однако до конца десятилетия, вероятно, потребление низкокачественных нефтепродуктов прекратится, поскольку не будет уже устаревшей техники, которая сегодня сохранилась еще с советских времен. Так, все украинские НПЗ, уже в настоящее время являющиеся фактически металлоломом, до конца этого десятилетия превратятся в ржавый металлолом», - пишет автор.
Он подчеркивает, что по этой причине (в основном из-за низкого качества) значительная часть сегодня импортируется. К примеру, в минувшем году, согласно данным Госстата, было импортировано около 85 процентов дизеля и бензина. Как правило, импортировали из Румынии, Российской Федерации, Литвы, Беларуси и Польши. «Стоит отметить важный момент: НПЗ, из которых Украинское государство получает нефтепродукты, либо принадлежат Российской Федерации, либо же получает сырье из России. Значит, если бы Москва «провела соответствующую работу», то была бы довольно большая вероятность того, что вышеуказанные предприятия прекратили бы поставки нефтепродуктов на территорию Украины, спровоцировав в нашем государстве всеобщее недовольство. У нас в стране с ценой на нефтепродукты связано все, что потребляется гражданами - и услуги, и товары.
Словом, через импортные нефтепродукты Российская Федерация имеет возможность влиять практически на все украинское население вплоть до провоцирования бунтов (из-за отсутствия дизельного топлива и бензина) - мечта спецслужбы любого государства. Таким образом, импорт или выпуск нефтепродуктов у нас непосредственно связан с нацбезопасностью Украины, поэтому для властей он должен быть приоритетом», - пишет автор.
По его мнению, кроме указанных, а также множества иных факторов нельзя обойти два обстоятельства относительно нефтепродуктов, которые претендуют называться «Украинским чудом»:
1. В Украинском государстве стоимость нефтепродуктов повышается тогда, когда во всем мире она снижается, ибо снижается цена нефти;
2. В Украинском государстве на то же число людей потребляется как минимум в два раза меньше нефтепродуктов, нежели, к примеру, в Молдове, Казахстане или Азербайджане. Так, в минувшем году на 1000 граждан Украины пришлось около 190 литров использованных нефтепродуктов. Тогда как в вышеуказанных государствах - минимум 380.
«Первую особенность рынка нефтепродуктов в Украине понять довольно сложно. В некоторой степени это объясняют непонятным удешевлением украинской нацвалюты. Дескать, импортные нефтепродукты покупаются за доллары, а продаются в обесценивающихся гривнах. В данной ситуации действительно сложно разобраться. Поскольку доходы простых украинцев исчисляются в гривнах и остаются неизменными в то время, когда цены на нефтепродукты значительно поднимаются», - пишет Соколовский.
Украине нужны современные предприятия по переработке нефтепродуктов.
Соколовский отмечает, что повышения цен на нефтепродукты можно было бы и избежать, если бы в нашем государстве был построен, а также работал под полным госвлиянием современный НПЗ, способный предложить украинскому рынку необходимый объем высококачественных нефтепродуктов. «Помимо качества существующие НПЗ практически не зависят от государства. Ведь непонятно, кто от кого зависим больше: государство от собственников НПЗ или собственники от государства.
Конечно, можно рассматривать модернизацию существующих НПЗ. Однако тут уместно отметить, что для этого собственники не выделяют необходимых денег, ибо не имеют таких сумм. А наша страна в ближайшие годы не даст достаточной суммы кредитов, поскольку также не имеет их. Не дадут ни кредитов, ни грантов и международные финучреждения. Помимо этого, в случае модернизации одного НПЗ, возникла бы проблема личной обиды собственников - кто-то будет возмущаться, что финпомощь оказывается не его НПЗ, а кому-то другому. Модернизировать все НПЗ никогда и никто не будет. В то время, когда для нового нефтехимического комплекса решаются все вопросы. Проект такого нового комплекса был проработан в 2006 - 2008 годах. В нем должны были принимать участие три государства, в том числе и Украина. Все было просчитано, договорено и согласовано, в частности и вопросы финансирования. К большому сожалению, указанный проект так и не был реализован. Однако к подобного рода проекту стоило бы вернуться», - подчеркивает эксперт.