Присутствие в мятежном регионе Украины представителей российского казачества оценивается экспертами неоднозначно. Вячеслав Гусаров называет донбасских казаков марионетками в портупеях, ниточки от которых ведут в Кремль. Об этом сообщают корреспонденты раздела «Новости Мира» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на «Информационное сопротивление».
Эксперт по вопросам информационной безопасности группы «Информационное сопротивление» Вячеслав Гусаров оценил факт присутствия на территории восточного региона Украины боевиков из рядов казачества. Он констатирует, что в ситуации на Донбассе казаки остаются верными служаками режима, выполняя поставленные задачи, стараясь, по возможности не афишировать то, что действуют по заранее утвержденному «наверху» сценарию.
Казачество, как явление в российской истории, оценивается общественностью и экспертной средой неоднозначно. Одни люди восхищаются приверженностью традициям и патриотичностью казаков, другие называют их «ряженными куклами». К примеру, бывший террористический министр обороны, Игорь Гиркин в свойственной ему иронической манере называет отряды, которым все любо «возрожденным козлячеством».
В истории войска казачьего, которая началась несколько веков назад, постоянно были операции, когда казаки верно и беспрекословно исполняли приказы «сверху». Любой из очевидцев теперешних событий на Донбассе воспринимает казачество, как толпы вооруженных «освободителей», приехавших из соседней страны на бронетранспортерах. Задачу освобождения войско выполняет преимущественно с помощью беспробудных пьянок.
По утверждению эксперта, использование казачьих войск напоминает банальную услугу по аутсорсингу. Задачей, которая ставится перед наемными работниками, является захват территории сопредельного государства, с применением механизма якобы «народного волеизъявления». Примерами выполнения услуг назвал Гусаров события в Грузии 2008 года и на Крымском полуострове в прошлом году.
Официальная позиция Кремля, когда речь идет о казачестве, отличается некой отстраненностью, демонстративным поверхностным отношением. Тем не менее, подчеркнул эксперт, российским руководством казачество используется, как послушное придворное полчище, управляемое Кремлем в привычном ручном режиме.
Ниточки от марионеток.
На данное время явление казачества функционирует в установленном законодательном поле, которое чрезмерной конкретикой не отличается, оставляя служакам поле для самодеятельности в рамках выполнения поставленных задач. Тем не менее Кремль надлежащим образом заботится о казаках и о возможности выполнения ими задач, о чем свидетельствует:
- выделение миллионных грантов в национальной валюте для поддержки казачьих дружин в формате субсидирования, поступающего из областных бюджетов;
- функционирование при российском президенте Совета по делам казачества России, контролирующего деятельность казачьих организаций. В состав Совета входит 57 человек, подавляющее большинство из которых подконтрольны российскому руководству.
Казаками Совет рассматривается, как высшее руководство, а не орган совещательного характера. Очевидно, включение в состав Совета представителей силовых структур (МЧС, МО, ФСБ, МВД, Генштаба) сыграло одну из ключевых ролей в отправке «освободителей» в мятежный регион Украины;
- определение функций казачьих объединений законом «О государственной службе российского казачества». Довольно короткий перечень закрепляет на законодательном уровне право казаков заниматься военной и боевой подготовкой, патриотическим воспитанием.
Очевидно, выполняя последнюю из указанных функций, казачество занимается распространением «русского мира» на постсоветском пространстве. Вербовку и последующую отправку боевиков на Донбасс, следует понимать, казаки также реализуют, как элемент патриотического воспитания.
Настоящие ли казаки?
Известно, что самое большое количество «добровольцев» было отправлено из структуры Всевеликого войска Донского (ВВД) с центром в приграничном Ростове-на-Дону. Надлежащего внимания этому обстоятельству российские СМИ не уделяют, ограничиваясь немногочисленными публикациями о том, что выехавшие на Донбасс казаки якобы являются нереестровыми.
Однако более детальный анализ обвинений донбасского казачества в поддельности вызывает ряд вопросов и заставляет обратить внимание на некоторые обстоятельства:
- атаман Всевеликого войска не сделал официальных заявлений по поводу самозванцев, якобы использующих репутацию казачества;
- переходящие границу с оружием и казачьими хоругвями в руках отряды не были остановлены атаманом;
- обеспечение «возрожденному козлячеству» поступало из Ростова, от отделения ВВД;
- уж слишком очевидной была поддержка «ополчению» и «борьбе с фашистами» со стороны казачьих масс-медиа. Знаки отличия и награды для отличившихся казаков прибывали из Ростова.
Очевидной в этом случае является и непосредственная заинтересованность Кремля в казачьем присутствии на Донбассе. Первые признаки появления казаков на территории Луганской области датируются концов 2013 года. Приблизительно в это же время главой Российского государства издается указ о назначении войсковым атаманом ВВД Виктора Гончарова, замгубернатора Ростовской области.
Уже в феврале прошлого года казаки из Луганщины обратились к российскому президенту с просьбой о военной помощи в случае, если обстановка в стране ухудшится. Одним из результатов этой просьбы можно считать то, что на данное время информация о численности войск ВВД закрыта российским Минюстом. Очевидно, военная помощь пришла своевременно.