Успех международных переговоров относительно ядерной программы Ирана позволяет с оптимизмом рассматривать вероятность снятия санкций с этого государства. Это, в свою очередь, предвещает выход страны на ведущие роли на мировом энергетическом рынке. «В этой связи появились реальные перспективы для развития сотрудничества между Тегераном и Анкарой, которое может составить реальную конкуренцию российским интересам», - сообщает издание «Биржевой лидер».
Как стало известно, сегодня состоится визит президента Турции Р. Т. Эрдогана в Тегеран. Он станет первым лидером зарубежной страны, посетившим Иран после значительных сдвигов в переговорном процессе относительно развития иранской ядерной программы. Турция крайне заинтересована в получении скидки на иранский газ, получаемый, как считают в Анкаре, по завышенной цене. Другим важным вопросом переговоров должно стать обсуждение перспектив поставок газа в Европу через турецкую территорию. Исходя из технических возможностей, экспорт газа из Ирана может быть доведен до 20 млрд. кубометров в год. В вопросе поставок газа из Ирана Турция рассчитывает усилить свои позиции как транзитера энергоресурсов в Европу, поддержав таким образом свой проект создания мощного энергетического хаба в регионе. При этом усиление позиций Ирана как экспортера неминуемо приведет к столкновению с интересами России.
Как уже отмечалось, руководство Турции крайне заинтересовано получить от Ирана скидку на поставляемый газ. Этот вопрос станет ключевым в переговорах, где наряду с президентом Эрдоганом будет участвовать министр энергетики Т. Йылдыз. Речь идет о поставке в Турцию 10 млрд. кубов в год, цену которых в Анкаре уже давно требуют пересмотреть. Неоднократные просьбы и обращения в международные суды не позволили изменить ситуацию, и теперь турки рассчитывают договориться о 25-процентной скидке. По словам министра Йылдыза, к маю необходимо урегулировать эту проблему.
Газ в Турцию может потечь с нескольких сторон.
В настоящее время иранский газ поступает в Турцию по трубам, соединяющим Тебриз с Анкарой. Годовая пропускная мощность данного трубопровода составляет 14 млрд. кубов. Это только часть ранее запланированного крупного проекта по поставке газа из Ирана в Европу под названием «Парс». Газ из месторождения Южный Парс должен был оказаться в Европе, пройдя через Турцию, Грецию, Италию, а затем пойти по двум направлениям: Швейцария - Австрия - Германия и в направлении Испания - Франция. Таким образом предполагалось доставлять 37 млрд. кубометров газа в год. Однако реализация проекта была отложена из-за введенных против Ирана санкций. Семь лет назад между властями Турции и Ирана был заключен меморандум об усилении сотрудничества в развитии проекта «Парс», однако введение санкций приостановило действие данного меморандума.
Вместе с тем в настоящее время Иран приступает к поиску вариантов для поставки своего газа в Европу. Турецкий министр энергетики вчера озвучил намерения обсудить транзит газа через Турцию, перспективы таких договоренностей стали возможны после проведенных в конце прошлого месяца переговоров шестерки мировых лидеров с иранским руководством относительно изменений в ядерной программе, которая причинила так много беспокойства миру. Взамен Ирану обещают постепенное снятие санкций, что даст возможность ему развивать экспорт энергоресурсов. Как считают эксперты, при благоприятном развитии ситуации уже через пять лет Иран сможет довести добычу до 215 млрд. кубов газа в год, отправляя 35 млрд. на экспорт, 20 млрд. из которых - в Европу.
Относительно заинтересованности Ирана развивать экспорт вопросов быть не может. Как стало известно, прошлой осенью, после визита в Нью-Йорк для участия в Генассамблее ООН, иранский президент Х. Роухани имел там кулуарную беседу с президентом Австрии Х. Фишером. В ее ходе он заявил, что конфликт в Украине несет риски поставкам газа из РФ, а Иран может выступить как надежный поставщик газа в ЕС с большим потенциалом для дальнейшего сотрудничества. И в ЕС якобы рассматривают такой вариант сотрудничества. Руководство считает, что необходимо снизить зависимость от импортного газа из РФ, и вариант закупок газа в Иране можно рассматривать как перспективный.
В Турции же рассчитывают на углубление сотрудничества с Ираном и предполагают, что он мог бы принять участие еще в одном проекте по доставке газа в Европу – TANAP. Согласно первоначальной идее, эта магистраль должна была стать транспортным средством поставки газа из месторождения Шах-Дениз в Азербайджане к турецкой границе с Европой, но эту трубу было бы неплохо заполнять и из других источников. В марте стартовало строительство трубопровода по турецкой территории. При этом, как заявили турецкие власти, TANAP не станет конкурентом «Турецкому потоку». Этот проект, в свою очередь, является плодом сотрудничества Турции и России. О его создании объявил в начале декабря президент Путин во время своего турецкого визита. Однако с появлением Ирана практически не остается сомнений, что у россиян появится мощный конкурент, с которым придется считаться. Позиции Турции в данном случае выглядят достаточно крепко. Их усилия по созданию на своей территории мощного перевалочного пункта энергоресурсов позволят занять позиции лидера среди региональных транзитеров.