События украинско-российского кризиса оценил Павел Казарин. Он констатирует, что на данное время общественность имеет возможность наблюдать за противоборством двух миров – просоветского и постсоветского. Об этом сообщают корреспонденты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Украинскую правду».
В публикации своего блога обозреватель, журналист и телеведущий Павел Казарин охарактеризовал события в отношениях между Украиной и Россией, глубинные причины противостояния. По его мнению, речь идет о противостоянии между миром, где советские традиции живут и здравствуют, и обществом, которое успешно очищается от традиций советского времени.
На протяжении минувшего года, по словам Казарина, кремлевские спикеры пытались убедить общественность в том, что Украина – пространство чисто этнического характера, а украинцем может быть только рожденный на этой территории человек, чья фамилия заканчивается на –ко. При этом любой другой патриот, носитель украинской идентичности, должен рассматриваться исключительно как русофоб или конъюнктурщик.
Подобное восприятие Казарин называет очень удобным для Кремля, однако совершенно неверным, поскольку Украину следует рассматривать не только как кровь и землю, но как пространство ценностное. По убеждению журналиста, понять этот тезис кремлевским спикерам будет крайне трудно, поскольку на протяжении минувших 20 лет в россияне воспринимали свою страну как единственный ценностный объект на всем постсоветском пространстве.
События минувшего года, по утверждению Казарина, являются попыткой Кремля игнорировать то, что Украина стала больше самой себя, перешла в ранг ценностей. «Противостояние, которое сейчас можно наблюдать, - отметил журналист, - на самом деле является не столько межгосударственным кризисом, столько конфликтом между двумя системами ценностей, постсоветской и просоветской».
Набор ценностей в двух государствах кардинально отличается – Казарин.
«Теперешняя Россия, - отмечает обозреватель, - является точным отображением Страны Советов, в которой роль коммунистической идеологии выполняют «традиционные ценности». Цензура, антизападная риторика, мощный силовой аппарат, отсутствие независимых судов, подавление любых намеков на развитие гражданского общества и патернализм в социуме остались неизменными.
В ходе событий Майдана, по мнению Казарина, Украина доказала, что является пространством ценностных категорий. Однако набор ценностей, актуальный для украинцев, оказался прямой противоположностью российского аналога. В список украинских ценностей вошли следующие:
- приоритет многопартийности, даже в военных условиях;
- право на критику власть имущих вне зависимости от постов, которые они занимают;
- отношение к чиновнику как к наемному работнику, а не «небожителю»;
- резкое неприятие вертикальных коммуникаций с односторонней связью, в которых сигналы идут только сверху вниз.
Казарин отметил, что в Украине порождением свободы иногда становится хаос, однако и это не является причиной решения о лишении граждан свободы. Распределение управления в украинском обществе не позволяет какой-либо политсиле монополизировать власть. «В Украине, - подчеркнул журналист, - сейчас создалось гражданское общество, в котором зародилось волонтерское движение, и каждый человек может свободно сказать о том, что король голый».
Не чужды Украине и негативные стороны состояния общества, где создается новое государство. Присутствуют в украинском обществе, по мнению Казарина, неэффективность, преступность, бюрократический идиотизм, коррупция. Однако любое общество характеризуют не его ошибки, а реакция на них. Украина может и будет меняться, а монолитная конструкция, созданная в соседнем государстве, обречена, поскольку способность к изменениям ей не свойственна.
«Русский мир» перестал быть единственной ценностью на постсоветском пространстве.
Описанных метаморфоз в украинском обществе, по утверждению Казарина, Москва старается не замечать. Поэтому Кремлю выгодно рассматривать украинцев как этнос, а не политическую республику. «Тем не менее результатом теперешней войны в Украине, - подчеркнул журналист, - стало формирование политической нации».
На данное время украинцы не обращают внимания на национальность, максимально концентрируясь на схожести систем ценностей. Сейчас намного важнее для украинских патриотов отношение к украинскому суверенитету и вышеуказанной системе ценностей, чем национальность и даже язык, которым человек пользуется в быту.
Патриотами Украины, как показывает современность, в равной степени могут быть и русские, и армяне, и азербайджанцы, и белорусы, и грузины, и представители любой другой национальности. Определение «украинец» перестало быть термином, описывающим национальность, превратившись в категорию ценностную. Учитывая это, Казарин отметил, что проигрыш на выборах исповедующей традиционализм партии «Свобода» абсолютно не удивителен, поскольку осознать изменения политсила не сумела.
«На данное время, - убежден журналист, - Украина в войне представляет собой намного больше, чем страну». В географические рамки новая страна не вписывается, она стала шире самой себя, сделав своими контурами исключительно ценностные вопросы. «Это явление, - подчеркнул Казарин, - следует рассматривать как свидетельство того, что «Русский мир» перестал быть единственной ценностью для жителей постсоветского пространства».