Москва рассчитывает расколоть единую Европу с помощью так называемых «друзей Путина». «Но это мертворожденный план Кремля – в Евросоюзе у России могут быть только ситуативные союзники, которые при голосовании по принципиальным вопросам предпочтут европейское единство, а не переменчивую милость Российской Федерации», - считает бывший министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко.
В качестве примера опытный дипломат привел Грецию. Накануне визита в Москву премьер-министр Греции Алексис Ципрас много говорил о «нелогичности антироссийских санкций». Греция сейчас находится в очень сложном положении – Брюссель и международные кредиторы требуют от нее продолжать непопулярные, но такие необходимые реформы в страны. Политическая сила Ципраса - партия СИРИЗА - пришла к власти на основе популистских лозунгов, обещая греческому народу прекратить «грабительские реформы, навязанные Западом». Афины попробовали шантажировать Евросоюз и МВФ – намекнули на возможный выход Греции из зоны евро, потребовали репарации за Вторую мировую войну с Германии и т. п. А тем временем государственная казна Греции пустела, и уже встал вопрос, чем платить зарплаты госслужащим и пенсии старикам. Последнюю ставку А. Ципрас сделал на Путина, но Россия сегодня не в том положении, чтобы раздавать дешевые кредиты, поэтому из России греческий премьер уехал с заверениями в вечной дружбе, но без денег.
В итоге Афины и очередной кредит в срок вернули МВФ, и согласились подготовить реалистический план реформ – иначе им денег не видать.
В Евросоюзе действует принцип консенсуса – любые решения должны быть одобрены всеми 28 членами ЕС. Теоретически та же Греция могла бы заблокировать санкции против России, но на практике что могут противопоставить Афины остальным 27 членам альянса, которые уже согласовали общий подход?