В последнее время интенсивность российско-украинской войны на Донбассе опять начала расти. Только с начала текущего месяца на востоке Украины погибли 20 украинских военнослужащих, еще более сотни бойцов получили ранения. Москва, как и ранее, заводит колонны военной техники в оккупированные районы Украины, снова начала использоваться артиллерия и танки. Очень непросто говорить о прекращении огня в таких условиях, однако российская сторона старается найти способ доказать обратное и пытается выскочить из-под санкционных мер Запада, одновременно с этим сохранив собственное влияние на Украину и постепенно наращивая группировку войск на Донбассе.
Планы России по созданию «Новороссии» провалились – ресурсы, которые были накоплены агрессором в период высокой стоимости нефти и газа, сегодня тают, потери среди военных и наемников велики. Кроме того, в Украине серьезно обвалилась поддержка «русского мира», которая на сегодняшний день колеблется в районе 10 процентов. Большая часть украинцев поддерживает идею вступления в Евросоюз и Североатлантический альянс. Как утверждают в Администрации президента, в таких условиях Москва не сможет продолжать экспансию.
В то же время на Банковой иллюзий не питают и не верят, что Путин полностью отказался от планов оккупации Украины. В офисе украинского президента утверждают, что глава РФ продолжает гибридную войну, меняя при этом инструменты и тактику. Сегодня Россия делает ставку на местные выборы в Украине, которые должны состояться осенью. Однако нарастить рейтинги «Оппозиционного блока» на фоне военных действий на Донбассе попросту невозможно. Помимо этого, в июне будет рассмотрена дальнейшая судьба санкционных мер. «По этой причине сегодня Москва сдерживает силы, которыми предварительно накачала оккупированные территории», - пишет издание ЛІГАБізнесІнформ.
Россия не планирует выводить войска с оккупированного Донбасса.
В штабе АТО рассказывают, что происходит создание полноценного военного гарнизона в Горловке, а также некоторых других городах, расположенных на подконтрольной террористам территории. В дальнейшем Кремль попытается назвать этих боевиков с танками и артиллерией «местной полицией». При помощи трехсторонних переговорных групп РФ будет добиваться легализации данных бандформирований.
Согласно утверждениям российского правительства, восстанавливать разрушенный Донбасс должны украинские налогоплательщики. Вместе с этим Кремль продолжает настаивать на том, чтобы данные террористические анклавы фактически получили права автономии в составе Украинского государства с возможностью оказывать влияние на внешнюю и внутреннюю политику всего государства. Стратегическая задача РФ – повесить данный пророссийский якорь на шею Украине. На сегодняшний день она выглядит невыполнимой. Однако если Москве все же удастся сделать это, то уже в ближайшие годы военные действия на Донбассе могут возобновиться с новой силой, в особенности после того, как российская сторона добьется отмены санкционных мер и получит своего рода передышку для накопления ресурсов.
Позиция Украины в данном конфликте.
На данный момент стратегическая задача Украины заключается в том, чтобы не позволить Кремлю затолкать обратно в государство оккупированные территории на условиях Российской Федерации. Но, как утверждают на Банковой, очень непросто найти единомышленников среди основных игроков ЕС. Некоторые члены Евросоюза и вовсе предпочитают закрыть глаза на такие нюансы, как реинтеграция Донбасса на украинских условиях или же на российских.
АП Украины, в свою очередь, старается вести свою игру отдельно от партнеров с Запада. К примеру, идея ввода миротворцев является инициативой Петра Порошенко. Большая часть голосов ЕС на стороне Украины, а идея ввода миротворческой миссии нашла поддержку во многих европейских государствах.
Украинскому государству в условиях российско-украинской войны логично было бы отмежеваться от оккупированных территорий на востоке и ни под каким видом не позволять разрушенному Донбассу, который на сегодняшний день лишен экономического потенциала, реинтегрироваться в состав государства на условиях РФ. Однако в АП не могут заявить об этом публично, так как подобный шаг будет воспринят как отход от принципа территориальной целостности.
Данную задачу способен решить ввод миротворческого контингента. Как только на линии разграничения развернутся иностранные войска, тональность переговорного процесса с агрессором сразу же изменится. Киев может прекратить переговоры трехсторонней группы или же затянуть их на какое-то неопределенное время.
Если допустить, к примеру, что Кремль не желает накалять ситуацию до определенного момента и вместе с этим будет предпринимать попытки снять или же решить проблему миротворческих войск, то лучшим способом сделать это в случае, если политический процесс не получится направить в российских интересах – усугубить ситуацию на линии разграничения, а также заставить границы конфликта постоянно меняться.
Стоит сказать, что гибридная война предполагает периодическую смену тактики и инструментов для достижения собственных целей. Если какой-то вариант перестает работать, то параллельно задействуются второй и третий. В этом смысле достаточно непросто прогнозировать дальнейшие действия РФ.