В Украинском государстве разгорелся скандал, связанный с работой миссии ОБСЕ на территории Донбасса. Павел Климкин, министр иностранных дел, в эфире «5 канала» сказал, что украинская сторона расследует случаи возможной передачи наблюдателями ОБСЕ информации о дислокации позиций антитеррористических сил противнику. Ранее критика в сторону миссии, а также контактов ее участников с россиянами звучала от представителей СНБО и Минобороны.
Что думают люди?
Журналисты издания «Фокус» попросили одного из представителей ОБСЕ в Украине рассказать про работу наблюдателей, а бойца АТО, дипломата, волонтера и эксперта - оценить, насколько эффективной является работа наблюдателей на территории Донбасса, и есть ли вероятность, что среди участников миссии есть люди, которые шпионят в пользу Российской Федерации.
Согласно мнению Алексея Мельника, содиректора программ внешней политики и международной безопасности центра Разумкова, за заявлением Климкина стоят факты. «В таком случае следующий шаг должен заключаться в том, чтобы обнародовать эти факты. Являясь страной-агрессором, Российская Федерация входит в состав государств-участников ОБСЕ. Исключить присутствие россиян среди наблюдателей мы не можем. Скорее всего, это сотрудники российских спецслужб. Тот факт, что они передают данные относительно передвижения российских войск, предсказуем, ведь они работают в интересах ведомства, которое направило их на Донбасс. Что касается деятельности ОБСЕ, то в целом она является настолько эффективной, насколько ей позволяет мандат: ее представители могут лишь наблюдать и рапортовать», - отметил Мельник.
Согласно словам дипломата Вадима Трюхана, все участники миссии ОБСЕ проходят аккредитацию в МИД Украины, получая дипломатические карточки. «Если министерство имеет обоснованные подозрения, что кто-нибудь из наблюдателей вышел за рамки мандата ОБСЕ и действует в ущерб украинским интересам или подыгрывает одной из конфликтующих сторон, ведомству совместно с правоохранительными органами нужно объявить их персонами нон грата. В таком случае на протяжении суток эти люди должны покинуть страну. Теоретически такой поворот событий возможен, однако в Украине не было прецедентов», - отмечает дипломат.
Также он подчеркивает, что МИД владеет полной информацией о численности представителей в миссии. «Относительно профессий наблюдателей, то тут возможны варианты. Какие-то государства набирают дипломатов, а какие-то - военных. Учитывая ситуацию на Донбассе, я думаю, что там участвуют дипломаты, врачи и военные. По моему мнению, присутствие миссии ОБСЕ в зоне конфликта необходимо. В настоящее время это является единственным инструментом, способным выполнять функцию контроля на территории Донбасса», - отметил Трюхан.
По словам Владимира Назаренко, командира взвода инструментальной разведки 25-го батальона при Минобороны, за время своего пребывания в АТО он видел наблюдателей только несколько раз. «Насколько я слышал, наблюдатели объезжают наши позиции и позиции противника, они могут пересекать линию фронта. Но приезжают крайне редко. Когда наблюдатели присутствуют, обе стороны стреляют мало. Однако миссия ОБСЕ мобильна: представители приехали, осмотрелись и уехали обратно. Было бы гораздо эффективнее, если бы существовали стационарные посты наблюдения», - отметил Назаренко. Согласно его мнению, члены миссии могут «сливать» информацию о расположении украинских войск. «Могу привести пример. Осенью на наш блокпост недалеко от Дебальцево приезжали представители миссии, украинский генерал и российский генерал. Через десять минут после того, как российский генерал уехал, по нашим постам начали стрелять», - рассказывает командир.
Волонтер, а также помощник начальника Генштаба Татьяна Рычкова тоже рассказала, что в районе военных действий представителей ОБСЕ не видела. «Столкнулась как-то с ними недалеко от Краматорска, за двадцать пять километров от линии фронта, а также возле поселка Широкино, за пятнадцать километров. По моему мнению, присутствие ОБСЕ в зоне конфликта неэффективно: среди них есть немало российских граждан, которые вполне могут передавать данные о передвижении наших войск», - отмечает она.
Ирина Гудыма, пресс-секретарь миссии ОБСЕ в Украине, отметила, что в настоящее время украинская миссия включает почти 500 наблюдателей из 40 государств. На Донбассе работают около 350 наблюдателей. Больше всего их из Соединенных Штатов (42), Российской Федерации (23) и Великобритании (20). Стоит отметить, что относительно того, что отдельные наблюдатели ОБСЕ выполняют обязанности офицеров российской разведки, заявил и народный депутат Андрей Тетерук. «После посещения украинских позиций участниками ОБСЕ по ним сразу же наносятся прицельные удары. Это значительный фактор, чтобы перестать доверять им, поскольку они должны быть беспристрастными», - отметил он.
В свою очередь, Джефф Ратке, официальный представитель Госдепа, заявил на пресс-конференции, что Америка не владеет информацией относительно количества россиян в составе миссии ОБСЕ на Донбассе. «Позиция США состоит в том, что миссия ОБСЕ имеет право действовать согласно Минским соглашениям. Она несет ответственность за свои действия», - отметил Ратке.