Гибридная война, начатая Кремлем против Украины, включает в себя множество разных аспектов. Хосе Касанова убежден, что религиозные вопросы также используются в борьбе. Об этом сообщают корреспонденты раздела «Новости мира» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на «Радио Свобода».
Хосе Касанова, профессор Джорджтаунского университета, социолог и религиовед, полагает, что наличие в Украине нескольких равноправных религиозных конфессий следует рассматривать как одну из причин победы Революции достоинства. Религиозный плюрализм, по мнению профессора, также является одним из условий успешности евроинтеграционных процессов, начатых в Украине.
В то же время равноправие религиозных конфессий, существующее в украинском обществе, является и одним из главных различий между Украиной и Российской Федерацией. Как известно, в России доминирующее положение в религиозной составляющей жизни общества занимает православие, приоритетное также для действующей власти. Война, которая идет на украинской территории, по мнению Касановы, показывает, что религиозные вопросы могут довольно цинично использоваться в военно-политических целях.
Профессор убежден, что религиозный вопрос имел место в событиях Революции достоинства. Значение его определяющим назвать трудно, но символической религиозная составляющая во время второго Майдана была. В украинском обществе, по мнению Касановы, религия является фактором показательным, демонстрирующим плюрализм Украины.
В Украине сосуществует множество религиозных конфессий, что является свидетельством плюрализма, свойственного государству. Мирное существование религиозных общин показывает, что в Украине можно создать общество по-настоящему плюралистическое и демократичное. Однако проблема в данном случае заключается в отношении к плюрализму со стороны Московского Патриархата.
Представители Православной церкви Московского Патриархата используют к плюрализму, свойственному Украине, подход, характерный имперской позиции. Сосуществование религиозных конфессий негативно воспринимается духовенством Московского Патриархата, что следует воспринимать как часть имперского проекта России. Очевидно то, что на украинской территории духовные лидеры Москвы хотели бы сформировать собственную монополию, при которой невозможен любой плюрализм.
Никакой «гражданской войны» в Украине без России не было бы – Касанова.
Истории уже известны случаи, когда религиозная составляющая являлась элементом противостояния, намного более жесткого и длительного. Однако ключевым условием для разрешения конфликта являлось желание сторон достичь перемирия, найти общий язык, чтобы в результате положить конец противостоянию.
В украинской ситуации сегодня можно видеть только перемирие. Однако для эффективного разрешения конфликта требуется настоящий мирный процесс. Религиозная составляющая также является одним из аспектов противостояния, которое развилось между украинскими гражданами и сейчас привлекает внимание всего мирового сообщества.
Комментируя слова Игоря Гиркина о роли его в начале вооруженного конфликта вместо сепаратистских настроений, Касанова отмечает, что без участия России «гражданская война» в Украине не началась бы. Однако то, что Россия является одной из сторон противостояния, вызывает соответствующую реакцию в украинском обществе, где пророссийских граждан очень много.
Тем не менее определенный процент населения, который придерживается пророссийской позиции, присутствует по всей украинской территории, однако вооруженным противостоянием охвачена лишь часть Украины. Касанова объясняет эту ситуацию тем, что «гражданская война» развивается исключительно в тех регионах, где присутствует российская интервенция, остальные регионы сохраняют стабильность.
В контексте гибридной войны и религия приобрела немного иное смысловое наполнение. Условия необъявленной войны стали причиной того, что религия стала мотивом, чтобы взять в руки оружие и воевать, а не просто поводом, чтобы 2 раза в год посетить церковь. В России зафиксированы не только призывы священнослужителей к участию в конфликте на Донбассе, но и случаи, когда священники лично берут в руки оружие.
Комментируя такое поведение российских служителей культа, Касанова отмечает, что конфликт, по сути своей, не является религиозным. Однако религия в этом случае рассматривается как идеологический момент, использовать который в качестве мотивации можно довольно длительное время. Примером использования религиозных моментов для оправдания противоправных действий является объяснение главой Российского государства аннексии Крымского полуострова.
Как известно, одним из тезисов, которые Кремль использует для оправдания оккупации Крыма, является то, что полуостров считается местом сакральным, поскольку здесь якобы был крещен Владимир. Аргумент о том, что по причине символического значения места Крым должен принадлежать России, Касанова назвал одним из элементов украинско-российского противостояния.
Использование подобной риторики представителями российской власти профессор называет идеологическим моментом, свидетельством отношения России и Московского Патриархата к Украине. То есть украинская территория рассматривается как часть Российской империи, пресловутого «Русского мира». Такая позиция Москвы, по мнению эксперта, создает препятствие для разрешения украинско-российского конфликта.