Российская Федерация утратила империю, однако еще не нашла для себя новую роль. Лишь сами россияне могут решить, каким быть их государству, и на это уйдет некоторое время. Конечно, новая РФ 9 мая не возникнет, в день, когда путинский Кремль будет отмечать 70-ю годовщину завершения того, что россияне называют Великой отечественной войной. Она не появится, однако мы не должны перестать надеяться на возникновение этой иной России, мы должны сохранить веру в тех русских, которые за это борются. Об этом пишет Тимоти Гартон Эш на страницах британского издания «The Guardian».
Автор отмечает, что фраза «утратила империю, однако еще не нашла себе новую роль» первый раз была использована по отношению к Британии бывшим американским госсекретарем. «Британцы, как и все, знают, насколько это неприятно - утратить империю, и насколько трудно отыскать новую роль. Кто-нибудь может скажет, что Британия так ее и не нашла. Между прочим, судьба изначальной империи, объединившей несколько наций Британских островов - Шотландию, Англию, Уэльс и Ирландию (сегодня только небольшую ее часть) - в Соединенное Королевство, так пока и не решена. Это одна из важнейший тем на всеобщих британских выборах», - пишет автор.
Однако, отмечает Эш, практически вся Британская империя была «за морем». Российская Федерация, в отличие от нее, была сухопутной империей. Она на протяжении веков прирастала все новыми территориями. В своей книге под названием «Россия: народ и империя» известный историк Джеффри Хоскинг утверждает, что историческая проблема Российской Федерации в том, что она не могла провести твердую грань между империей и нацией. На самом деле, отмечает историк, «формированию нации помешало строительство империи».
«Более того, распад Британской империи длился медленно, в течение более 20 лет, а исчезновение российско-советской империи произошло почти за два года, с 1989 по 1991 год. Это было самое яркое исчезновение в истории», - отмечает автор.
Эш подчеркивает, что было бы непонятно и даже странно, если бы после такого события у многих россиян не возникла возмущенная реакция и растерянность. При нынешних руководителях эта реакция приняла довольно опасную форму. «С этой опасностью необходимо бороться прямо сейчас, однако вместе с этим существует вопрос относительно того, как мы говорим и думаем о России. Примером неправильного представления являются те, кого европейцы называют Putinversteher («понимающие Путина»)», - пишет автор. Он отмечает, что смешивая Россию и Путина, они допускаются классической ошибки - «понять, значит, простить».
России нужна революция в умах людей.
Тимоти Гартон Эш рассказывает о российском писателе Владимире Войновиче. Он отмечает, что Войнович является открытым и смелым представителем иной России. Писатель критикует аннексию полуострова и войну в Донбассе. А в недавнем интервью российскому вебсайту, писатель заявил, что РФ нужна революция, но не насильственная: «Революция должна случиться в умах людей... Ведь не только Путин, а и общество, которое не препятствовало ему делать то, что он хочет».
Эш отмечает, что Войнович излагает довольно сложную истину. Другая Россия существует. Ее представляет убитый оппозиционер Борис Немцов и люди, возлагающие цветы к месту его убийства, которые назвали мост, где его убили, немцовским. Наверное, многих напугало это убийство, атмосфера страха, однако немногочисленные смелые люди увеличили свои усилия. Алексей Навальный, оппозиционер и блогер, напрямую возложил на путинский режим ответственность за убийство Бориса Немцова. Это убийство активизировало попытки объединить разрозненную оппозицию. В числе прочего, перед выборами возник новый альянс между политсилами, основанными Навальным и Немцовым.
Однако другую Россию тоже представляют активисты, которые сегодня планируют провести «марш за свободу и мир»: представляет ее театральная труппа ТЕАТР.doc, как отмечает автор.
«Чтобы сформулировать, каковой должна быть Российская Федерация, чтобы провести новую линию размежевания между империей и нацией, нужны другие отношения с соседями, которые говорят на вашем языке и имеют схожую с вами культуру и историю. В последние годы действующий президент России незаконно присвоил такой термин как «Русский мир». Он превратил его в политический лозунг, означающий едва ли не: «Если ты разговариваешь по-русски, значит твое место в Российской Федерации». Однако так быть не должно, и большинство соседей РФ этого не хотят», - пишет Эш.
Автор статьи отмечает, что существуют тесные культурные, политические и экономические связи. «Однако жить в одной стране или империи мы не хотим. У меня много двоюродных сестер и братьев в Канаде. Есть и в Британии, но в Канаде больше. Отношения между Канадой и Британией тоже особые. В моем случае, также как и в случае очень многих украинцев и русских, это почти одна семья. Однако Лондон не хочет аннексировать Торонто, а также возродить британскую Северную Америку. Нашим государствам намного лучше быть вместе, но живя порознь. То же верно в отношении Российской Федерации и ее кузенов. Если государства испаноязычного, португалоязычного, франкоязычного и англоязычного миров сумели перейти от сложного прошлого к нынешней избирательной близости, то это сделать сможет и русскоязычный мир. И он когда-нибудь это сделает», - отмечает автор.