Не сумев найти применение своим знаниям на родине после прихода к власти Грузии новых политиков, сегодня представители реформаторов из команды Михаила Саакашвили трудятся в Украине. Эксперты Deutsche Welle решили выяснить, какую оценку их нынешней деятельности дают в Грузии.
Эксперты раздела «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» напоминают, что с декабря минувшего года в украинском правительстве начали работу иностранные эксперты, среди которых большинство составляют грузины, представляющие оппозиционную на сегодняшний день партию экс-президента Михаила Саакашвили «Единое национальное движение» (ЕНД).
Реформаторы из Грузии.
Среди наиболее известных грузинских реформаторов, которые сейчас работают в Украине, прежде всего, сам Михаил Саакашвили, являющийся советником президента Петра Порошенко по вопросам проведения реформ. Кроме того, стоит вспомнить и бывшего министра здравоохранения Грузии Александра Квиташвили и бывшего заместителя министра внутренних дел Эку Згуладзе, которые заняли аналогичные должности в Украине. Помимо этого, консультации украинскому правительству предоставляет бывший генпрокурор и экс-министр юстиции Зураб Адеишвили, которого в апреле исключили из списка лиц, разыскиваемых Интерполом. Еще один известный реформатор, бывший министр экономики Грузии Каха Бендукидзе достаточно активно принимал участие в разработке реформ в Украине. Но, как известно, он скончался в ноябре 2014 года.
В общей сложности представители Грузии наиболее активно работают в прокуратуре, Минюсте и иных ведомствах Украины. Большие надежды на грузинских реформаторов возлагаются прежде всего в сфере антикоррупционных реформ в Украине, в том числе в полиции. Реформа правоохранительной системы считается многими одним из самых основных достижений бывших руководителей Грузии. Руководителем реформы стал пребывающий в местах лишения свободы экс-министр МВД Вано Мерабишвили, под руководством которого и работала Эка Згуладзе.
Эксперты, с которыми беседовали журналисты DW, дают положительную оценку работе грузинских реформаторов в Украине. По словам исполнительного директора «Кавказского дома» Георгия Канашвили, «приятно, когда твои соотечественники являются востребованными и продолжают работу в другой стране». Стоит отметить, что один из реформаторов, депутат Георгий Вашадзе сравнил практику привлечения в украинское правительство иностранцев с футбольной традицией приглашать в клуб легионеров.
Жесткость стиля.
По мнению аналитиков, пока еще слишком рано говорить о том, каких результатов удалось достичь грузинским специалистам в Украине. Вместе с тем уже существуют примеры, где можно увидеть след реформаторов из Грузии. В частности, недавно в прямом эфире заседания украинского правительство произошло задержание высокопоставленных чиновников. «При помощи подобных показательных арестов, которые сходны с грузинской моделью реформирования, - заявил директор Грузинского института политики Корнели Какачия, - власти показывают населению и чиновникам свои серьезные намерения покончить с коррупцией».
«Насколько это удастся сделать украинским властям, будет зависеть и от готовности общества, - уверен эксперт, - так как, несмотря на общие черты, Украина и Грузия имеют немало различий». К примеру, когда в 2004 на выборах президента победил Михаил Саакашвили, ему и его команде был предоставлен карт-бланш от населения Грузии на проведении реформ, в том числе и жесткими методами. Представитель Ассоциации грузинских реформ Элена Хоштария утверждает, что скопировать грузинские реформы в Украине не выйдет, так как страна сейчас находится в состоянии войны, да и менталитет не тот.
В Грузии к реформаторам отношение неоднозначное.
До сегодняшнего дня грузины относятся к реформам команды Саакашвили неоднозначно. Хотя, как утверждают участвующие в опросе эксперты, считают, что в этом нет ничего странного. Они полагают, что еще прошло очень мало времени, да и само общество слишком поляризовано, чтобы дать объективную оценку как их достижениям, так и их ошибкам.
«Также неоднозначно относятся в Грузии к назначению сторонников экс-президента Саакашвили на высокие должности в Украине», - заявляют эксперты. Часть общества, которая поддерживает ЕНД, заявляет, что гордится таким «экспортом реформаторских знаний». «Неудовлетворенные прежними властями негативно смотрят на назначения и уверены, что Саакашвили и его люди принесут только вред Украине», - отмечает Какачия.
В то же самое время немало споров появляется в основном вокруг Саакашвили. К другим, например, к Эке Згуладзе или заместителю генерального прокурора Украины Давиду Сакварелидзе, в Грузии весьма сдержанное, нередко амбивалентное отношение. Если назначение Згуладзе с учетом нашумевшей полицейской реформы понятно, то вопросы к персоне Квиташвили остаются, ведь, как отмечает Какачия, реформа здравоохранения не входила в список достижений ЕНД, да и не была доведена до конца. «Что касается Квиташвили, то к нему нет никакой агрессии, хотя успешным министром его в Грузии никто не считает», - добавляет Канашвили. По его словам, каждый сам выбирает свое рабочее место, «вместе с тем эти люди напрямую или косвенно связаны с прежним грузинским руководством, поэтому не видят своего места в сегодняшней Грузии».