Барак Обама может присоединиться к «нормандской четверке». Об этом сегодня, 21 апреля, в эфире радио «Эхо Москвы» сообщил посол США в Российской Федерации Джон Теффт.
Американский дипломат сообщил, что у него нет «прямой информации» по этому поводу от хозяина Белого дома, но ему кажется, что Барак Обама принял бы приглашение поучаствовать в международной группе по урегулированию ситуации в Украине.
То есть никаких предварительных условий присоединения президента США к работе «нормандской четверки», судя по словам Теффта, у Вашингтона нет – нужно только приглашение. Кто должен пригласить Обаму? Логично, что это должно быть общее заявление всех четырех лидеров, участвующих в работе «нормандской четверки» – Германии, Франции, России и Украины.
Если согласие президента Украины Петра Порошенко не вызывает сомнений (в свете доверительных отношений между Вашингтоном и Киевом в последний год), то положительный ответ от трех других лидеров четверки не столь очевиден, как считают эксперты журнала для инвесторов «Биржевой лидер». Канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд? В целом у них нет серьезных причин не приглашать президента Соединенных Штатов, но есть два маленьких «но». Во-первых, несмотря на заверения европейских и американских лидеров, некоторая напряженность в отношениях между Евросоюзом и США в настоящее время существует – об этом говорят хотя бы более 200 демонстраций против зоны свободной торговли между этими сторонами, прошедшие в последний уикенд в Германии. Во-вторых, Меркель и Олланд считаются «матерью и отцом» Минских соглашений. Их все называют «очень хрупкими», и если после подключения Обамы мир в Украине станет крепче, то европейские лидеры утратят лавры главных миротворцев Старого Света, а США подтвердят свои возможности устанавливать мир в любой точке нашей планеты.
Согласится ли Владимир Путин? С одной стороны, не в интересах хозяина Кремля допускать столь сильного игрока, как президент США, на стол «политического покера», тем более что мало кто верит в миролюбивые планы российского президента. Но с другой стороны, как отмечал Андрей Илларионов, Путину нужен именно Обама, в диалоге с которым российский президент рассчитывает возродить деление мира на сферы влияния, как это было в эпоху Сталина и Рузвельта.
Подождем комментариев из Москвы, Берлина, Парижа и Киева.