Столетия назад на европейских территориях бушевала жестокая Первая мировая война, которая принесла миллионные потери человеческих жизней и не меньшее количество искалеченных судеб. Среди значимых мест той войны особое место занимает бельгийский город Ипр. Было время, когда он конкурировал с другими старейшими городами страны, но судьбой ему было назначено упоминание в истории как места, с которым связано название крайне опасного отравляющего вещества и районом наибольших жертв той кровавой войны, сообщает издание «Биржевой лидер».
По всему миру разбросаны родственники тех солдат, которые воевали под Ипром. Из Новой Зеландии приехали во Фландрию Нэнси и ее муж, чтобы почтить память погибшего брата бабушки Нэнси. Он был 21-летним парнем, когда погиб на войне. Нэнси признается, что ей кажется, что она хорошо знала этого парня, который 18-летним ушел воевать на Первую мировую войну в Европу, сражаться под британским флагом против Германии, хотя на самом деле она его конечно никогда не видела.
Ипр и кошмар стали синонимами сто лет назад.
Жертвами Первой мировой войны стали миллионы, но ни в одном месте, где шли ожесточенные бои этой войны не погибло столь много людей, как близ бельгийского городка Ипр с северо-запада этой страны. Особенно упорные боевые события развернулись вокруг так называемого «Ипрского выступа», в этих боях погибло и скончалось от ран примерно 500 тысяч человек. Три крупных сражения произошло около Ипра, но ровно сто лет назад - 22 апреля 1915 года, немецкими войсками здесь впервые было применено химическое оружие - газовая атака с применением хлора.
Позднее, еще через два года, здесь же немецкое командование отдало приказ применить и другое отравляющее вещество - горчичный газ. Некоторое время спустя этот газ и получил название «иприт», именно потому, что был применен около бельгийского города. Нельзя не сказать об опыте применения химического оружия немцами, потому что он стал ужасающим с точки зрения потерь. С учетом того, что иприт это газ, то его распространение целиком зависело от ветра, который случалось менял свое направление и от химического отравляющего вещества в муках гибли не только солдаты противника, но и германские военные тоже.
Тяжелые бои на протяжении нескольких лет, химическое оружие и постоянные артиллерийские обстрелы превратили старинный город в Бельгии, который спорил когда-то с Гентом и Брюгге, в символ ужаса Первой мировой войны. Четыре года военных действий и тяжелых боев оставили от Ипра только развалины. Министр правительства Великобритании, которым в то время был Черчилль, предлагал оставить городские руины города в качестве памятника той войне. Однако по желанию местных жителей город был выстроен заново, восстановлена и старинная архитектура. Ныне в превосходном здании, выполненном в готическом архитектурном стиле, под названием «Палата суконщиков» располагается музей, называемый «На полях Фландрии».
Концепция музея сложилась под влиянием идеи рок-группы Tindersticks из Британии. Поначалу, когда посетители входят в музей их посещает ощущение, что они сталкиваются с некой рокочущей стеной, это инсталляция как нельзя лучше отражает посыл музея. Название этому музею взято из стихов полковника из Канады Д. Мак-Крея, свои строки он посвятил своему боевому другу, которому было суждено погибнуть в этих местах сто лет назад. Лирический стих-некролог начинается словами «На полях Фландрии маки заалели».
Мак-Крей также давно умер от тяжелого воспаления легких, еще в 1918 году. Но остался его стих, слова из которого дали название музею памяти, а упомянутые в нем маки теперь символизируют память о Первой мировой войне. Те, кто приходит в качестве посетителей в музей, получают браслет в виде этого цветка. В браслете находится чип, который помогает подключиться к местному мультимедийному центру, что позволяет осуществить поиск возможно собственной истории семьи, листая библиотеку можно ознакомиться с данными о воевавших, их боевом пути и событиях связанных с отдельными личностями, в том числе узнать информацию о местах ранения и гибели.
Как рассказывают музейные работники, в этих местах редко бывают немцы. Но однажды случился необычный случай с приездом двух немок. Они рассказали, что их отец А. Баур был похоронен в этих местах в числе прочих в братской могиле. Соответствующая информация есть на надгробной плите. Как стало известно, Баур прибыл на войну 21-летним бойцом и погиб в ноябре 1914 г., как и многие другие молодые люди из числа тех, кто уже в первый месяц войны погиб в немецкой армии, общие потери которой тогда составили примерно 100 тысяч человек. Родители Баура получили извещение о смерти, но через шесть лет он вернулся живой, как оказалось из французского плена. После он стал учителем и жил еще до 96 лет.
Но больше на многочисленных местных кладбищах появляется все же бельгийцев, французов, англичан и приезжих из других стран мира - всего более 300 тысяч посетителей ежегодно бывает в музее. Вечер в Ипре с конца 20-х годов заканчивается одинаково - у Мененских ворот - мемориала павшим в войну, где на плитах выбиты имена нескольких десятков тысяч погибших - только части из общего количества погибших людей, раздается печальный сигнал отбоя, который трубят горнисты.