По мнению экспертов, в современной России национализм становиться государственной политикой страны. Более детально мнение экспертов об особенностях национальной политики Российской Федерации изучали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Интернет-портал радиостанции "Голос Америки" отмечает, что политологи, которые занимаются анализом процессов, разворачивающихся сейчас в современной России, приходят к выводу: в Российской Федерации в настоящее время доминирует государственный национализм. Наблюдателей тревожит то обстоятельство, что в стране происходит постепенный процесс слияния в единое целое национализма в российском обществе и национализма на государственном уровне.
В причинах данного явления, равно как и в его возможных последствиях, пытались разобраться участники конференции, состоявшейся в столице Соединенных Штатов. Гостями данной встречи, в числе прочих, были и российские аналитики Дмитрий Дубровский и Александр Верховский. Они объяснили, что спецификой российского национализма является его насаждение "сверху" – сейчас жители российской Федерации больше доверяют властям, чем представителям общественных организаций, и поэтому российские националистические группировки разобщены, малы, и у них отсутствует потенциал для роста.
Власти не поощряют развитие этих группировок, стремясь одновременно с этим сохранить над ними государственный контроль. По словам американского политолога Пола Гобла, в политической жизни России сейчас можно увидеть смену картинки, как в калейдоскопе. Постепенно общий рисунок меняется, однако при этом все составляющие комплекты этого рисунка остаются прежними.
Политолог полагает: следствием данной парадигмы заключается в следующем – жители России на протяжении вот уже тысячи лет так и не могут объяснить, что означает быть русским, поскольку неясных гипотез и определений существует слишком много, и какую-то стройную формулу вывести из них невозможно.
В интервью Русской службе "Голоса Америки" Гобл заявил, что трагедия России и всего русского народа заключается в том, что государство стало империей еще до того, как русские стали считать себя нацией. В итоге Россия, в отличие от западных стран, никогда и не была национальным государством, став вместо этого огосударствленной нацией. По данной схеме в стране строятся все отношения между народом и властью, и зачастую это оборачивается негативными последствиями.
Российская империя должна была развалиться после Первой мировой войны – Гобл.
Гобл, который на протяжении многих лет работал в Государственном департаменте США консультантом по народам Советского Союза, объясняет российский феномен следующим образом: все некогда могущественные империи Евразии, Австрийская, Испанская, Османская, не исчезли после того, как они потеряли свои колонии. Могучие империи вместо этого превратились в однородные этносы, занимающие при этом сравнительно небольшие по площади территории. Российская империя после окончания Первой мировой войны должна была последовать их примеру, и также развалиться на небольшие территории.
Однако к власти пришли осуществившие революцию большевики, и благодаря приложенным им усилиям бывшая империя не растеряла входившие в ее состав земли, вернее, потери были минимальными – новое руководство решило не отказываться от своей территории ни на Кавказе, ни в Сибири.
Те, кто находится у власти в России сегодня, продолжают культивировать в стране ее имперские амбиции и озвучивают различные территориальные претензии. При этом не стоит забывать, что на российской территории проживают более 200 различных народов, части из которых так и не удалось ассимилироваться. Советской власти, несмотря на все прилагаемые усилия, так и не удалось сделать представителей этих народов русскими, однако в результате этих усилий многие из народов в конечном итоге все-таки тратили свою самоидентификацию.
В современном российском обществе в последнее время все чаще слышны заявления о "русской цивилизации". Участники состоявшейся в Вашингтоне конференции полагают, что руководство Российской Федерации только лишь поощряет данный термин, делая это намеренно. Это позволяет сопоставлять страну в идеологическом плане не только лишь с отдельными странами, но и со всей Европой, или даже со всей западной цивилизацией.
Россияне так и не смогли (или не захотели) принять границ своей страны, которые установились в 1991 году, после того как некогда единый советский союз распался на 15 отдельных, независимых государств. Более того, после того, как РФ в прошлом году аннексировала Крымский полуостров, некоторые, наиболее горячие головы уже на полном серьезе требуют присоединить к Российской Федерации Гавайские острова и Эфиопию. Кроме того, полушутя-полусерьезно некоторые поговаривают и возвращении Аляски.
По мнению экспертов, данная ситуация является еще одним доказательством того, что начавшееся во времена горбачевской перестройки идеологическое брожение в головах российских граждан, и по сей день продолжается в России. Скорее всего, полагают эксперты, для того, чтобы данный процесс завершился, в Российской Федерации должно смениться не одно, а сразу несколько поколений.