Кремлевскую риторику об Украине прокомментировал Павел Казарин. Он убежден, что союзников в украинском политикуме у России практически не осталось. Об этом сообщают корреспонденты раздела «Новости мира» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на Slon.
Журналист, телеведущий и политический обозреватель в своей публикации дал оценку тем представителям политической составляющей жизни украинского общества, на которое опирается Кремль. Он констатирует, что, судя по риторике, российские власти воспринимают нынешнюю ситуацию в Украине как повторение 2005 года.
Из заявления представителей российской власти, по мнению журналиста, можно сделать вывод о том, что они убеждены в повторении в Украине ситуации 10-летней давности – в Киеве сидят политики прозападной ориентации, но страна является лояльной к России. В качестве благодарности за лояльность Украине предлагается и газ со скидкой, и электроэнергия по цене внутренних тарифов.
В таком видении Украины из Кремля, как отмечает Казарин, есть одна существенная проблема – сейчас в украинском политикуме никакой пророссийской альтернативы европейскому пути, по сути, не существует. Кроме того, украинская оппозиция обещает в перспективе стать для Кремля довольно серьезной проблемой.
Создается впечатление о том, что из Кремля современную Украину во главе с президентом Порошенко рассматривают как влияние временное, и через определенный период страна превратится в Украину времен Януковича или Кучмы. Однако нынешний президент, представитель мирных «нулевых», является для Кремля лучшим вариантом, следующие главы Украинского государства такими мирными явно не будут.
Казарин: «Оппозиционный блок» – попытка выжать остатки электорального сока из былого могущества.
После бегства из страны экс-президента его политическая сила приняла решение о проведении ребрендинга. Новое название выбрано максимально удачно – теперь все попытки Генпрокуратуры расследовать «дела недавно минувших дней» преподносятся как давление на оппозицию. Однако оппозицией, по сути своей, эта политсила не является.
В украинском обществе бывшие представители «Коммунистической партии» и «Партии регионов» воспринимаются как некий атавизм, напоминание о временах, когда страна дрейфовала в направлении возрождения Страны Советов. Однако взять реванш этому проекту вряд ли под силу. «Оппозиционеры» для прохождения в парламент собрали голоса жителей южного и восточного регионов Украины, которые по привычке голосуют за знакомые фамилии.
Для части украинского электората характерно голосование за кандидата, руководствуясь в первую очередь местом его прописки, а не предвыборной программой. В этом контексте появление в украинском парламенте партии «бывших» следует рассматривать не как присутствие в обществе людей, которые на самом деле поддерживают их лозунги, a как выжимание последних электоральных соков из былого могущества политических сил.
На протяжении последних 20 лет основным противостоянием внутри украинского общества была конкуренция между мифами об Украине, бытующими в самой стране, и российским видением соседнего государства. На данное время этого спора фактически нет. Способствовало исчезновению заблуждения проведение Россией в 2014 году «Года России в Украине».
Обычно пророссийской направленностью отличался электорат Крымского полуострова и Донбасса. Сейчас эти регионы из политической жизни Украины фактически вычеркнуты. Изъятие этих «электоральных вотчин» сделала остальную Украину монолитной с точки зрения политических взглядов. В результате оказалось, что за пророссийские силы голосовать больше некому.
У Москвы есть два варианта, чтобы «отыграть» Украину – Казарин.
До времен президентства Виктора Януковича Украина была страной с ярко выраженной коррупцией и властью олигархов. Во времена правления экс-президента в Украине начали проявляться качества страны криминальной. После Майдана страна вернулась к эпохе, предшествовавшей приходу Януковича к власти.
Главными субъектами публичной политики на данное время вновь стали олигархи, однако сейчас они вынуждены считаться с общественным мнением. Поэтому чтобы «отыграть» Украину, сейчас у Москвы осталось только два варианта возможных действий:
- добиться согласия Киева на возвращение Донбасса в состав Украины на условиях Кремля. Элементами этого сценария является федерализация Украины, неподконтрольность в политической жизни Донбасса официальному Киеву и возможность их влияния на ключевые решения украинской политики. В этом случае Донбасс будет играть роль своеобразного поводка, сдерживающего украинский суверенитет;
- добиться дестабилизации в стране через третий Майдан, потерю власти в регионах Киевом и махновщину на периферии. Тогда Москва сможет сказать, что с официальным Киевом нет смысла вести переговоры и предпринять попытку решения судьбы Украины в ходе переговоров со странами Запада.
Эффективной реализации этого сценария могут способствовать присутствующие в украинском парламенте политические силы популистского характера. Популисты могут сорвать выделение Украине западного кредита с помощью, например, лоббирования отказа от сокращения социальных льгот, национализации определенных предприятий, фиксации курса гривны, введения регулирования цен или других благих намерений, конечный пункт назначения которых известен давно.
Тем не менее результатом реализации указанных сценариев не является возвращение Украины в том виде, в котором она существовала до 2014 года, поскольку любое противостояние сакрализуется пролитой кровью. Вне зависимости от того, какие политические силы будут вершить судьбу Украины в дальнейшем, позиция главы государства по поводу Крыма и роли России в событиях на Донбассе, по мнению Казарина, будет однозначной.