Когда политики, эксперты, журналисты и простые граждане говорят о российской оккупации украинского полуострова Крым, следует понимать, что речь идет не только о территории. Вместе с самим полуостровом, россияне незаконно аннексировали и крымскую научную сферу деятельности. Собственное развернутое мнение по этому поводу на просторах издания Крым.Реалии выразил эксперт Артур Воронин.
Совсем недавно ученые из Севастополя заставили Москву в кратчайшие сроки пересмотреть отношение к ранее принятому решению о смене статуса украинских Института биологии южных морей и Морского гидрофизического института. На днях российский премьер-министр Дмитрий Медведев выдал указ о создании двух представленных «федеральных» научных института. Несмотря на сложную ситуацию с соблюдением законов и основных прав человека в Крыму, настойчивое поведение севастопольских ученых все-таки привело к определенному результату. Справедливости ради следует признать, что в Симферополе представителям Крымского медицинского института им. С.Г. Г Георгиевского не удалось избежать вхождения в состав так называемого «Крымского федерального университета».
Борьба представителей крымской науки с оккупационными властями продолжается. Изначально российские ученые буквально накинулись на аннексированные НИИ, пытаясь при этом всем отобрать себе наиболее лакомые кусочки. По сути, первым шагом было сделано то, что два вышеуказанных севастопольских института по не совсем понятным причинам включили в состав сочинского Института природно-технических систем. Получив долю власти, представители Сочи сразу же ринулись в Крым для установления собственных порядков, которые абсолютно точно расходятся с логикой и принципами развития. Начались создаваться далеко не самые перспективные и непонятные подразделения и структуры, которые в целом явно не отличались эффективность. Самое главное, что украинская наука в Крыму вновь из-за российского вмешательства стала бессмысленной. Соответствующий факт как раз и стал волновать представителей севастопольских институтов.
В Севастополе все происходящие вокруг события стали всерьез расценивать в качестве преднамеренного унижения, ведь первоначальный научный уровень их структур абсолютно точно был выше за малоразвитый сочинский аналог. Кроме всего прочего абсолютно не совпадал профиль исследований. Выходит так, что под громким словом «слияние», происходила самая настоящая ликвидация многочисленных научных наработок и направлений. Затем последует крах институтов в качестве уникальных научных коллективов с мировой известностью.
В целом описывается полноценная попытка рейдерского захвата, которая теперь применяется россиянами еще и в научной сфере деятельности. Оккупантов привлекает также и факт того что Севастопольские НИИ располагаются в самом центре перспективного города. После захвата, сочинцы автоматически пытались взять под собственный контроль экспериментальное отделение, располагающееся в курортном населенном пункте Кацивели. Явно россиянам было интересно попользоваться современным научно-исследовательским судном под названием «Профессор Водяницкий».
Ученые Севастополя заняли принципиальную позицию.
Представителям самых разнообразных сфер деятельности в Крыму на сегодняшний день не нравится то, что пришедшие незаконным путем россияне сразу же стали устанавливать собственные порядки, но лишь ученые из Севастополя стали реально добиваться поставленной перед собой цели. В качестве протеста они не только провели несколько протестных акций и митингов, но стали буквально заваливать контролирующие органы власти жалобами и требованиями. В частности были направлены обращения в РАН, Правительство Российской Федерации и Государственную думу.
Затем ученые даже записали открытое видео обращение к самому Владимиру Путину, в котором призвали не допустить фактической ликвидации Севастопольских НИИ. Проблема усугублялась также из-за того, что представленные объекты еще с начала 2015 года вовсе перестали финансироваться. Федеральный бюджет и даже сам город не стали спешить с кардинальным изменением ситуации. Ученые указали на соответствующий факт в своем публичном обращении.
Проблема усугубляется из-за серьезного экономического кризиса. Несмотря на публичную кремлевскую риторику, которая мало говорит о финансовых проблемах, федеральный бюджет на 2015 год столкнулся с реальными изменениями. Бюджет Севастополя после пересмотра всех необходимых действий и мероприятий также был сокращен сразу на 600 миллионов рублей. Изначально было ясно, что российская аннексия Крыма предназначена для заработка, а не для помощи региону. В данном случае наиболее сложно выживать представителям науки, которые вовсе обходятся в своей профессиональной деятельности без должного капиталовложения. На этом фоне довольно оптимистично выглядит то, что Совет Федерации все-таки решился рассмотреть проблему ученых их Севастополя. Теперь официальная позиция россиян заключается в том, что так называемое «слияние» было временным процессом, предназначенным исключительно для финансирования представленных объектов.