Пресловутый «нормандский формат», если не принесет мировому сообществу пользы, а украинскому народу мира, рискует стать посмешищем в глазах людей, которые от него чего-то ожидали. Теперь же к четверке лидеров Украины, Германии, Франции и России планируется присоединить и президента Соединенных Штатов Америки.
Однако и ранее было видно, что Барак Обама не слишком стремится брать на себя ответственность за разрешение внезапного конфликта, вспыхнувшего в Восточной Европе, ожидая, что все это могут решить и без его участия европейские лидеры, у которых, впрочем, пока что это выходит крайне вяло.
Весь цивилизованный мир по-прежнему рассчитывает на то, что глава США активно вмешается в ситуацию и «разрулит» ее. Но Обама уходит от решения данной проблемы и всем своим видом дает понять, что ему не нужно вступать в конфронтацию с Российской Федерацией как минимум на данном уровне развития конфликта.
Абсолютное большинство политологов считают, что в случае вмешательства американского президента в деятельность «нормандской четверки» современная история мира повернет вспять, и международное право изменится. Совсем другая риторика общения полностью изменит точки приложения силовых аргументов, как в европейской, так и в мировой политике. Другими словами, уже весь мир молчаливо ждет от Обамы проявления воли в решении конфликтной ситуации, которая рискует стать застаревшей.
Об этом специально для издания Deutsche Welle поразмышлял журналист Сергей Руденко. Как отметил корреспондент, американский посол в Российской Федерации Джон Теффт считает, что для участия Барака Обамы в решении проблем европейского сообщества необходимо, чтобы это самое сообщество адекватным образом пригласило американского руководителя к диалогу.
Таким образом, сделан экивок в сторону российского президента, который может дать или не дать свое согласие на участие главы США в обсуждении проблем экспансии РФ в Украину. И фраза американского представителя в России может означать не более чем очередную попытку смягчения ситуации.
«Нормандский формат» для четверых, пятого держим в уме.
Изначально образование «нормандской четверки» подразумевало собой незримое участие США в данной структуре, вне формата и вне правил. Потому что мнение этой страны ценимо лидерами даже самых крупных стран Европы.
Ведь мнение официального Вашингтона не просто является совещательным или рекомендательным, точка зрения этой страны одна из определяющих. С начала такой кампании, именуемой «нормандским форматом», участие в ней представителя Соединенных Штатов не предполагалось, но всем и так было понятно, что руководство этой страны достаточно серьезно влияет на принятие решений.
В любом случае европейские лидеры советуются с Обамой перед принятием важных решений. Как пример, приводятся случаи, когда немецкий канцлер Ангела Меркель проводила совещательные сессии с президентом США перед тем, как определяться с выводами по той или иной проблеме. Однако это не обязательно значит зависимость Европы от Америки, а лишь подтверждает единую точку зрения, выработанную в международной политике по вопросам отношения к российской агрессии на востоке Украины.
Сдержанная политика Соединенных Штатов в отношении украинского конфликта означает попытку американцев избежать серьезной конфронтации с Россией. Но удастся ли им это сделать, пока что понять сложно. Как и сложно понять окончательную точку зрения РФ, которая, похоже, и сама колеблется в определении своего отношения в поддержке незаконных вооруженных формирований, которые орудуют на украинском Донбассе.
Причины желания США подключиться к переговорам очевидны.
Соглашения, которые были достигнуты ранее в белорусской столице Минске, не выполняются, и это является угрозой не только для европейской безопасности. Получается, что Российская Федерация наплевала не только на свою подпись под документом, но и на мнение остальных трех стран, которые с ней договаривались. Слишком мягкий формат общения с Путиным и призвано ужесточить предполагаемое участие в общении с российским диктатором Барака Обамы.
После предполагаемого расширения формата общения за счет участия в нем американского президента многие политологи считают, что российская сторона станет намного сговорчивее, причем не только в части сдерживания спонсируемых ею бандитов на востоке Украины и выполнения Минских соглашений.
А само по себе собрание глав стран с громким названием уже изжило себя, – они о чем-то договариваются, а потом в дело вступает артиллерия и бронетехника сепаратистов, что в корне уничтожает все ранее достигнутые мирные договоренности. И никто не верит, что в России об этом не знают.
У данной ситуации есть и обратная сторона, ведь Владимир Путин, который, как в болоте, увяз в украинском конфликте, всеми силами ищет возможность из практически безвыходной ситуации. И любые изменения в формате переговоров могут быть обыграны имиджмейкерами главы РФ в самом выгодном для него свете. Возможность участия Обамы в разрешении российских проблем на Донбассе является панацеей для кремлевского руководителя в поисках путей выхода из патовой ситуации, в которую он сам себя и загнал.