Симферопольское здание, служившее офисом крымскотатарского Меджлиса и принадлежавшее благотворительному фонду «Крым», переходит в собственность государства. Таким стало решение Арбитражного суда Крыма, о чем сообщает издание «Биржевой лидер».
Оккупационная крымская власть считает, что здание по адресу ул. Шмидта, 2 является объектом промышленной архитектуры. Там ранее находилось заводоуправление. Собственник здания - фонд «Крым», ненадлежащим образом его содержал. Претензии касаются пристроенного мансардного этажа, возведение которого не согласовывалось должным образом. В результате вид здания, как памятника архитектуры, был существенно искажен, а его эксплуатация несла угрозу безопасности.
Меджлис крымскотатарского народа проявляет оппозиционный настрой в отношении к оккупационной российской власти, что и стало причиной притеснений татарской общины в Крыму. Осенью прошлого года симферопольский суд удовлетворил иск прокуратуры об исключении лидера Меджлиса М. Джамилева из числа учредителей фонда «Крым». Самому Джемилеву запрещен въезд на российскую территорию. Далее в рамках притеснений организации крымских татар было принято решение о выселении ее из здания.
В сентябре прошлого года руководитель фонда «Крым» Р. Шевкиев сообщил, что властями было принято решение о выселении Меджлиса крымскотатарского народа из помещений здания в центре Симферополя. Также данное здание по требованию судебных приставов покинула редакция крымскотатарской газеты «Авдет». Фонду «Крым» запретили осуществлять полномочия собственника по пользованию и распоряжению, принадлежащего фонду имущества по адресу ул. Шмидта, 2, а также ул. Жидкова, 40 (там располагалось управление Меджлиса и зал заседаний). Тогда же в здании по ул. Шмидта был проведен обыск. Следователями были изъяты системные блоки компьютеров, принадлежащих Меджлису, и несколько изданий, в том числе книга Джемилева о национально-освободительной борьбе крымскотатарского народа.
Руководитель оккупационных крымских властей С. Аксенов тогда пояснил журналистам, что обыски провели после поступивших сигналов о наличии в здании запрещенной литературы. При этом он заверил, что у власти «проблем с крымскими татарами нет». Вместе с тем вице-премьер Крыма Р. Бальбек рассказал СМИ, что следствие провело обыск в штаб-квартире Меджлиса по уголовному делу, связанному с незаконным пересечением Джемилевым границы РФ 3 мая прошлого года, хотя тогда к Джемилеву, приблизившемуся к границе Крыма в районе Армянска, прорвалась группа крымских татар с целью организации его пропуска на полуостров, но сам он так этим и не воспользовался.
Все действия российской власти против крымских татар направлены на притеснение и фактический запрет их организации. Фонд «Крым» осуществлял финансирование деятельности Меджлиса еще с тех пор, как в Крыму действовала украинская власть. С развитием кризиса в Крыму Меджлис не поддержал присоединение полуострова в состав РФ. После закрепления в Крыму оккупационной власти организации крымских татар пообещали представительство в крымском парламенте и амнистию земель, которые постепенно занимали крымские татары самозахватом после возвращения на полуостров в конце прошлого века. Меджлис поначалу согласился на сотрудничество, но после вынесения запрета Джемилеву на въезд в Крым конфликт с оккупационной властью обострился. При проведении местных выборов Меджлис призвал к их бойкотированию. После этого началась активная деятельность по притеснению интересов и дискриминации крымских татар со стороны российской власти. Кроме воздействия на их организацию, репрессиям подверглись активисты и лидеры национального движения, а также СМИ, благотворительные фонды, учебные заведения и мусульманские общины полуострова.
На оккупированных территориях зашкаливает уровень агрессии в отношении нацменьшинств.
С оценкой ситуации в Украине накануне выступила Группа мониторинга прав нацменьшинств, опубликовав доклад о состоянии дел в Украине с ксенофобией в прошлом году в связи с революцией и последующей интервенцией. В докладе признается, что аннексия Крыма и оккупация Донецкой и Луганской областей существенно повлияли на положение нацменьшинств. Отмечается, что на территории, контролируемой Украиной, агрессия на почве расовой или национальной нетерпимости существенно не выросла, а вот на оккупированных территориях она возросла до беспрецедентных размеров.
Как отмечается в докладе, в Крыму авторами зафиксированы случаи исчезновения представителей крымскотатарского народа, среди них четверо были после найдены мертвыми. Также зафиксирован поджог святыни и имущества крымских татар, несколько случаев запрета въезда их на полуостров. Притеснениям подвергается функционирование крымскотатарского языка, телевидения и прессы, а также запреты мусульманской литературы. За прошлый год произошли многочисленные случаи притеснения деятельности Меджлиса и его активистов. Факты проявления нетерпимости фиксировались и в отношении представителей других национальностей и религиозных групп. Основным выводом проведенного исследования по ситуации с ксенофобией и в целом по ситуации с нарушением прав человека в Украине стало признание вины в их разрастании российской агрессии.