Самые крупные украинские компании, импортирующие нефть – ОККО и WOG - приняли решение об отказе от подписания годовых договоров с Белорусской нефтяной компанией. Об этом стало известно экспертам раздела «Новости Мира» издания для инвесторов «Биржевой лидер».
По информации представителей рынка, поставки остановились, так как белорусская сторона выставил цену на дизельное топливо 25 долларов/т. Ранее в подписанных документах указывалась куда более низкая стоимость, а иногда премия как таковая вовсе отсутствовала. Некоторые эксперты подчеркнули, что белорусы, не имея возможности заработать в России и на море, решили, что можно поднять цены для Украины.
В то же время компании ОККО и WOG ситуацию не комментируют.
Также ситуация усугубляется тем фактом, что спотовые контракты в апреле-мае подписывают по более низким ценам. По некоторым данным, один из самых крупных импортеров белорусских нефтепродуктов «Западная нефтегазовая компания», которая выиграла в апреле тендер на ДТ с премией +18 долларов/т, была вынуждена обратиться к БНК с требованием пересмотра цены после того, как появились данные о продаже такого же ресурса еще одному украинскому контрагенту - «Укрпалетсистем» - по более низкой стоимости.
Подобные протесты повторяются.
Повторение протестов против стоимости белорусских нефтепродуктов возникает периодически. Так, еще в 2012 году произошел активный скачок цен после остановки Лисичанского НПЗ. Например, если до этого в Украину нефтепродукты из Беларуси поставлялись со скидкой 60 долларов/т, что происходило в соответствии с поставками белорусских нефтепродуктов на экспорт через балтийские порты, то после 2012 года топливо в Украину начало отгружаться с премиями, которые в 2014 году достигали 100 долларов/т.
Руководитель «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн уверен, что повышение цен на белорусское дизельное топливо вызвано остановкой в прошлом году нефтепродуктопровода «Прикарпатзападтранс», который составлял серьезную конкуренцию белорусским НПЗ.
«Какое-либо снижение конкуренции на украинском рынке становится причиной роста цен от БНК. Если запустить нефтепродуктопровод, это автоматически обернется резким снижением цен, так как с текущего года система транспортирует продукт качества Евро-5», – говорит эксперт, подчеркивая, что возможности на запуск магистрали еще есть, несмотря на юридические баталии вокруг права собственности на трубопровод и на технологическое дизтопливо. Кроме того, эксперт уверен, что рынок может работать без поставок от БНК, поскольку система обеспечения Украины дизтопливом диверсифицирована, а потребности в топливе снизились из-за экономического криза.
Беларусь является самым крупным поставщиком нефтепродуктов в Украину. По итогам 2014 года белорусские поставки (бензин и дизельное топливо) достигли 3,4 млн. т, или 40,7 процента от потребления. В то же самое время в последние годы украинские трейдеры активно рассматривают новые маршруты поставок дизельного топлива, начав закупки как по морю из стран Средиземноморья, так и через сухопутные границы из Польши, Литвы и России.
Украинские нефтяные компании прогнозируют развитие ситуации.
WOG и ОККО – владельцы крупнейших сетей АЗС в Украине. WOG (группа «Континиум») контролирует Игорь Еремеев, ОККО – владелец концерна «Галнафтогаз» Виталий Антонов. В рейтинге украинского Forbes первый из них занимает 69-е, второй – 55-е место.
Удалось ли сторонам за прошедшую неделю договориться и перезаключить договоры, неясно по той причине, что никто из них не хочет комментировать сложившую ситуацию. Но в любом случае ее развитие – это неприятный момент для белорусского экспортера и в целом для экономики страны. Беларусь является самым крупным поставщиком нефтепродуктов в Украину, по итогам 2014 года поставки из Беларуси составили около 50% в общем объеме потребления.
На прошедшей в апреле 2015 года в Минске конференции «Белорусская нефтегазовая неделя» представитель БНК Сергей Гриб подчеркнул, что компания планирует по итогам 2015 года увеличить экспорт нефтепродуктов в Украину на 41% - с 7,8 млн. тонн до 11 млн. тонн.
Украинцы предполагают, что нынешнее увеличение цены для них может быть связано с тем, что Беларусь несет серьезные потери по доходности поставок нефтепродуктов на российский рынок. В марте из-за низких цен они были вовсе прекращены.
«Пока что мы не поставляем. Если будут изменения в конъюнктуре, цены на российском рынке вырастут, мы, безусловно, будем поставлять и на российский рынок нефтепродукты», — заявил тогда вице-премьер Владимир Семашко. В ответ представители российских властей пообещали урезать объемы отгрузки нефти на переработку на белорусские НПЗ. В итоге в апреле поставки белорусского топлива в Россию были возобновлены.
Вместе с тем доходность поставок уменьшилась и на самом украинском рынке еще в начале текущего года. По информации Национального статистического комитета Беларуси, в январе-феврале текущего года в Украину было поставлено 436 тыс. тонн нефтепродуктов, за такой же период 2014 года – 421 тыс. тонн. Но при этом из-за резкого снижения средней цены топлива стоимость экспорта сократилась на 61,9 процента. В ценовом выражении в первые два месяца 2015 года экспорт составил 245,5 млн. долларов, хотя в январе-феврале 2014 года было намного больше – 397 млн. долларов.