Согласно Минским соглашениям, на территории оккупированного Донбасса уже давно не должны гибнуть люди. Однако ежедневные сводки из зоны проведения антитеррористической операции свидетельствуют об обратном. Как спикеры штаба АТО, так и зарубежные военные эксперты отмечают, что на границе с Украинским государством сосредотачиваются вооруженные силы России, а так называемая «армия Новороссии» пополняется новыми техникой и штыками. Пророссийские вооруженные бандформирования не скрывают усиление своей военной мощи: в российских пропагандистских средствах массовой информации и социальных сетях они открыто хвастаются своими «достижениями».
Разобраться в вопросе идеологической и религиозной мотивации воюющих против украинцев пресс-центр издания «Главком» пригласил Николая Митрохина, являющегося научным сотрудником Центра изучения Восточной Европы при Бременском университете. Николай Митрохин является автором книги о русском национализме, исследователем Русской православной церкви, а вопросом Украины он занимается с конца 90-х.
Православного «талибана» в России нет.
Согласно его словам, православного «талибана» в России, о котором можно часто услышать в последнее время, в действительности не существует.
«Само по себе православие угрозы не несет, так как степень влияния РПЦ в качестве ведущего квазиполитического института довольно ограничена. Стоит начать с того, что не больше 0,5 процента граждан страны регулярно ходят в церковь. Это небольшое количество людей расколото между собой на пару идеологических групп, там существуют и разные взгляды, начиная проевропейскими и заканчивая фундаменталистскими. Остальная часть Российской Федерации фактически не имеет к церкви никакого отношения, порядка 2,5 процента населения ходит в церкви по праздникам, прежде всего на Пасху и Рождество. Все остальные, как свидетельствуют социологические опросы, бывают в церкви только раз в год, остальные же только ассоциируют себя с православными, хотя эти люди, как правило, даже креститься не умеют и не могут прочитать «Отче наш». Это в Российской Федерации не уникальное явление. К примеру, в Грузии похожая ситуация. Общественно-социальные и политические установки руководства РПЦ на практике имеют крайне малую поддержку. Значительная часть пожеланий и требований церкви государством не выполняется, а если и выполняется, то в достаточно ограниченной форме в соответствии с текущими политическими задачами», - отмечает эксперт.
Митрохин подчеркивает, что в Германии, где он живет, роль религии в общественной жизни и жизни государства намного выше, нежели в РФ. «Там обучают в школах, а в ВУЗах есть теологические факультеты, где учатся будущие учителя религии. Кроме этого, там собирается церковный налог, в выходной день все телеканалы передают религиозные передачи. В Российской Федерации все это в намного меньшем объеме. При этом многие считают, что в РФ церковь влияет на государство, а в ФРГ нет», - отмечает Митрохин.
Все те крестовые ходы, восторженные верующие, богослужения на большие праздники, которые показывают российские телеканалы, эксперт называет «туристическими аттракционами», отмечая, что все это никакого отношения к политике и религии не имеет.
«Это все такие себе медийные сюжеты. Существует определенная группа людей, придумывающая медийные события, существуют медиа, которые с большим удовольствием бросаются на какую-то необычность. А если говорить об обычности, то лично я не знаю ни одного российского журналиста, который задумывался бы, к примеру, над тем, сколько на самом деле людей приходит в храм на Пасху. Согласно милицейской статистике, посещаемость храмов на Пасху за последние четыре года увеличилась более чем в два раза. Однако действительно ли этот так? Сами священники ничего не говорят об этом. Раньше верующие более-менее помещались в храм, и если их число выросло в два раза, то значит, должна стоять толпа возле храма. Однако на практике этого нет. Реально по российской столице, даже по статистике милиции, последняя цифра нынешнего года, очевидно, завышена под давлением Московской патриархии. Якобы в храмы пришло 440 тысяч человек. Если смотреть реально, то храмы посещает порядка 180 тысяч человек», - отмечает эксперт.
Митрохин подчеркивает, что политическая религия в России более влиятельна, нежели православие. «Это культ ВОВ, который, если вспомнить историю, стал развиваться после 1965 года благодаря воздействию тогдашних политических причин. К концу 80-х он достаточно себя скомпрометировал, потом были 90-е, а возрождаться он начал в 2000-х. Опять началась риторика «наши деды воевали», «ветеранам отдайте последний долг», началось складывание новой символики, которая касается войны, история с георгиевской ленточкой. Граждане России верят, что смысл существования Советского Союза и Российской Федерации оправдан через искупительную жертву, которая была принесена народом во время ВОВ, победа как новое воскрешение советского социума, почитание мощей мертвых героев войны и доживших до сего времени является национальной религией. От этого эффект долгоиграющий», - полагает эксперт.
По поводу так называемых «духовных скреп», о которых тоже часто можно услышать, эксперт отметил, что это также является медиа-образом. «Как-то президент брякнул что-то, а так как выражение сильное и яркое, то вокруг него начали танцевать. А что за скрепы, где они, - никто не знает», - отметил он.