Что же делать с теми 60 миллиардами долларов, которые, по оценкам Национального банка Украины, мертвым грузом лежат под матрасами обычных граждан, так как крупные бизнесмены уже давно освоили финансовые рынки мира, а парламентарии и чиновники, согласно декларациям, находятся за чертой бедности? Таким вопросом задался в своей статье для издания «Новое время» Иван Компан, партнер Kompan Consulting, преподаватель Эдинбургской бизнес-школы в Восточной Европе.
«На кону 60 миллиардов долларов и огромное число заинтересованных лиц вокруг», - пишет автор и добавляет, что «все, как в сказке про Буратино». «Украинцы пытаются сберечь собственные средства, чтобы не умереть от холода и голода, так же как в сказке деревянный мальчик хотел сохранить пять золотых, дабы купить куртку очень старенькому папе Карло», - сравнивает автор.
«Парламент и правительство, также как Карабас-Барабас со своим помощником, любителем пиявок Дуремаром, предпринимают разные попытки, чтобы отнять у народа эти деньги, устанавливая все новые сборы и налоги. При этом, делают они это грубо, прямолинейно, да и в целом неэффективно. Лиса Алиса и кот Базилио в лице инвестиционных фондов, банков и иных слабо либо вообще не регулируемых никем финансовых институтов действуют немного тоньше, заверяя всех, что паи, депозитные вклады и прочие финвложения обрастут пышными денежными ветвями. Однако украинский Буратино не такой и доверчивый. Конечно, какую‑то долю средств современные карабасы, базилио и алисы выманить таки сумели, однако ведь основная доля капитала по-прежнему находится под матрасами и ожидает своего часа», - подчеркивает эксперт.
Как заставить обычных людей инвестировать?
Понятие инвестирования Иван Компан разделяет на две категории. В первую категорию он относит инвестиции в реальный сектор. «К примеру, развитие малого бизнеса. Я убежден, будь налоговая и регуляторная среда в Украинском государстве немного терпимее и гуманнее к собственным согражданам, тогда бы у предприимчивой части сегодняшних «матрасных» инвесторов, вероятно, появилось бы желание вкладывать свои накопления в создание небольших семейных предприятий», - отмечает автор.
При этом он подчеркивает, что в недалекой перспективе либерализация налоговой политики может спровоцировать моментальное снижение суммы собранных налогов (это именно то, чего и боятся чиновники, отмечает он). Однако, пишет эксперт, может, следует задуматься о завтрашнем дне? «Во всех развитых государствах средние и малые предприятия являются основой экономики. К примеру, взять хотя бы соседку-Польшу, где средний и малый частный бизнес позволил государству лучше всех в Европе пережить последний экономический кризис», - приводит пример эксперт.
Что же касается еще одной категории финансового инвестирования, отмечает Компан, то тут дела обстоят гораздо хуже. Проводить анализ возможностей для финансовых инвестиций в Украинском государстве просто нет смысла, так как их не существует. Он подчеркивает, что на протяжении последних десяти лет американский доллар под матрасом был и надежнее, и прибыльнее, нежели любые депозиты или вложения в инвестфонды. «Однако так продолжаться вечно не может, поскольку это просто финансовый тупик и для самих людей, и для страны в целом», - отмечает автор.
При этом, подчеркивает Иван Компан, каких-то быстрых изменений на финансовом рынке Украины, к большому сожалению, ожидать пока не приходится. «Если к банковской системе возродить доверие еще худо-бедно, но можно, то создание в государстве фондового рынка представляется заданием сродни эпическим подвигам Геракла. Создание национальных институциональных инвесторов вероятно только в итоге пенсионной реформы. Однако, судя по качеству и скорости осуществления реформ, на это понадобятся годы, если не десятилетия», - пишет автор и задает вопрос «почему бы не разрешить украинцам инвестировать средства за границу?
«Беспрепятственно и свободно, без всяких разрешений Нацбанка. Почему украинцы могут беспрепятственно играть в валютные игры с какими-то сомнительными forex-конторами, однако лишены права приобрести евробонды собственного государства? Что, страшно, что «матрасные» сбережения утекут за рубеж? Ну и что? Так из‑под матраса государство и так ничего не имеет, кроме большой жирной дули. Налогов нет, благосостояние не растет, деньги не работают, потребление, являющееся главным двигателем экономики - не увеличивается. Одновременно с этим инвестирование за рубеж через регулируемый институт посредников, могло бы быть источником хотя бы каких‑нибудь налоговых поступлений. Что немаловажно: в долгосрочной перспективе у украинских граждан, легально инвестирующих в западные инвестфонды, появилась бы возможность для создания собственного пенсионного плана. Они перестали бы скрываться под матрасом от проворовавшегося государства», - отмечает автор, подчеркивая, что если когда‑нибудь в Украине получится создать ликвидный фондовый рынок, то можно не сомневаться: часть средств, которые инвестированы в ценные бумаги за рубежом, обязательно вернется.
Иван Компан отмечает, что один доллар США, инвестированный 10 лет назад в индексный фонд S&P500 (США), сегодня превратился бы в 1.9 доллара. «Можете сравнить данный показатель с доходностью матраса, самого безопасного и прибыльного украинского инвестиционного инструмента», - пишет эксперт.