Президент Российской Федерации наконец обрел то, к чему так долго направлялся – прямой диалог с Вашингтоном, приблизительно, как супердержава с супердержавой.
В теории игр присутствует такое понятие, как Парадокс Парро́ндо. Обычно он имеет значение проигрышной стратегии, которая способна выиграть. Парадокс получил название в честь его основателя, испанского физика Хуана Парро́ндо, и звучит примерно так: имеется возможность выиграть, играя поочередно в две заведомо проигрышные игры. Об этом в своей статье для Нового времени написал Тарас Жовтенко, эксперт по проблемам национальной безопасности. Это стало известно корреспондентам раздела «Новости России» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер».
Может показаться, путинская Российская Федерация возводит свою геополитическую стратегию на основе подобного парадокса – экономически проигрышная аннексия Крымского полуострова (в том числе и ввиду ответных санкционных взысканий государств Запада) и непростительно продлевающая военная авантюра с «освобождением» украинского Донбасса, означают собой две заранее проигрышные игры. Но способен ли Кремль, исходя из парадокса, получить желаемую победу? Чтобы ответить на подобный вопрос, необходимо проанализировать позиции ведущих геополитических игроков данной партии.
Соединенные Штаты Америки.
Государственный секретарь Соединенных Штатов Америки Джон Керри рассказал, что одной из ведущих тем встречи министров внешнеполитических ведомств государств–членов Североатлантического альянса (НАТО) в Анталии будет являться агрессия Российской Федерации в Украине. Про это огласил политик Соединенных Штатов Америки 21 апреля в процессе встречи с министром иностранных дел Турции Мевлютом Чавушоглу.
На совместной пресс-конференции с премьер-министром Японии Синдзо Абе глава Соединенных Штатов Америки назвал агрессию Российской Федерации в адрес Украины, совместно с деятельностью экстремистской группировкой «Исламское государство», одной из ключевых глобальных угроз безопасности.
Однако характер борьбы Вашингтона в адрес ИГИЛ и угрозы Российской Федерации кардинально отличается. Ведь крепко укоренившееся восприятие исламистского сепаратизма в Соединенных Штатах ассоциируются с происшествиями 11 сентября 2001 года и прямой угрозой жизни граждан Соединенных Штатов, в то время как текущая агрессия Кремля в самом негативном случае — значит раскол среди европейских союзников Вашингтона со всеми последующими отрицательными политическими и экономическими последствиями. Последствия же эти способны значить глубочайший кризис европейской и евроатлантической систем безопасности. Но, так или иначе, все это дела средней и далекой перспективы, тогда как сегодняшней администрации Белого дома требуются ощутимые результаты здесь и в настоящее время – ведь выборы уже не за горами.
НАТО.
Год стремительных боевых действий в восточной части Украины привел в чувство государства Европы, которые забыли, что за безопасность требуется платить. Снижение требуемых отчислений на оборону уже спровоцировала немало скандалов в НАТО, и, на фоне активной позиции Вашингтона, смогло привести к неким интересным последствиям.
В первую очередь, Соединенные Штаты Америки достаточно креативно подобрались к реформированию системы военного присутствия в Европе. На фоне проблем с оборонным бюджетом на грядущий год Пентагон решил производить упор не столько на традиционное постоянное базирование вооруженных сил на европейском континенте, как на их периодическую ротацию. Так, например, военная база в Ансбахе, Германия, способна потерять 1 тысячу 900 человек личного состава и 25 ударных вертолетов АН64 Apache, которые будут направлены на Аляску. Взамен же на ротационной основе армия Соединенных Штатов Америки в Европе получит целый батальон ударной вертолетной авиации, 2 группы медицинской эвакуации (MEDEVAC) и роту управления воздушным движением. Альянс уже применяет подобную практику на командном уровне, готовясь в процессе июньских учений временно развернуть свой европейский военный штаб в Румынии – впервые за всю историю организации.
Во вторую очередь, Вашингтон взял на пересмотр в сторону расширения программы военного экспорта, учитывая туда и новые «игрушки» (в том числе и вооруженные беспилотники). Это довольно логичный шаг, который стимулирует радикальное повышение отчислений на оборону европейских государств. Например, Чехия запланировала повышение военного бюджета с сегодняшних 41 миллиарда крон (1,64 миллиарда американских долларов) до 71,5 миллиарда крон в 2020 году, а Болгария уже задумалась о том, чтобы постепенно отзывать с эксплуатации 12 советских МиГ-29, не согласившись подписать контракт с Кремлем на техническое обслуживание машин до 2019 года, так как заявленная Российской Федерацией стоимость (46 миллионов американских долларов) оказалась слишком высока.
Восточно- и североевропейские государства усиливают кооперацию в направлении безопасности, основывая совместные боевые единицы (например, ЛитПолУкрБриг) а также проводя большее количество совместных учений, особенно ценных на фоне участия американских военнослужащих, пребывающих в регионе на ротационной основе.