«По сравнению с другими государствами немецкая нацэкономика выглядит очень солидно», - отмечает Bloomberg Business. Куда ни глянь, в последнее время конъюнктура во всех крупнейших странах ухудшается: в Китае, США, и Великобритании рост резко замедлился, а во Франции он вообще и не начинался. Сами же надежды на то, что эмиссия денежных средств, предпринятая многими ЦБ, поможет мировой экономике, в итоге оказались не больше, чем пустыми мечтами.
Всемирный кредитный цикл.
В первую очередь глобальное замедление намеченного экономического роста является следствием огромнейшего долгового бремени, под которым продолжают стонать простые граждане, предприятия, правительства и банки. Вместо того, например, чтобы инвестировать свои финсредства и потреблять существующие материальные блага, они их тратят на погашение старых долгов. Это сильно замедляет развитие самой конъюнктуры.
Насколько вообще велики глобальные долги, сумели вычислить эксперты McKinsey Global Institute: здесь идет речь о сумме в примерно 200 триллионов долларов, что равняется 286% мирового ВВП. С начала разразившегося мирового финансового кризиса эта сумма возросла на 57 триллионов американских долларов. В наши дни долговое бремя всех сфер экономики Штатов составляет 269% ВВП. Долги компаний и граждан в этой стране опять поползли вверх. Чтобы сохранить имеющиеся прибыли, несмотря на небольшие процентные ставки, банки на себя принимают более существенные кредитные риски. «В основе роста нацэкономики США лежит то, что все без исключения новые кредиты продолжают наслаиваться на старые», — критикует сложившуюся ситуацию Ф. Холленбек, профессор Международного университета в городе Женеве.
Если дело и дальше так пойдет, то о стабильном росте не придется говорить. В три последних года рост производства — основной показатель экономического роста — в среднем составлял менее 1-го процента. Не в последнюю очередь это следствие того, что оборудование на американских фабриках и заводах определенно устарело. Надежды на увеличение конъюнктуры пробудил было сланцевый бум, но теперь понятно, насколько хрупок данный сектор, «накачанный» кредитами. Многие из аналитиков пересмотрели прогнозы роста экономики США в сторону уменьшения: вместо 3% сейчас ожидается только 2,5% роста.
Развивающиеся государства под давлением.
Нельзя не заметить, что и у Китая — второй по своей величине экономики нашего мира — не лучшим образом идут дела. В 1-м квартале текущего года она возросла лишь на 7%. Для развитого государства это был бы фантастический показатель, но для Поднебесной он скромен. КНР так же, как и Запад, сильно страдает от последствий недавнего кредитного бума. Сейчас долговое бремя, лежащее на Китае, равняется 282% от ВВП. К тому же постепенно, что называется, сдувается ипотечный «пузырь» — цены на квартиры и дома снижаются. Это явно тормозит инвестиции в строительную область. Кроме того, падают доходы коммунальных предприятий, что на треть приходятся непосредственно на продажи земли. По данной причине многие коммуны снижают инвестиции в развитие инфраструктуры, что угнетает, опять же, конъюнктуру.
Предприятия Китая также, что называется, в наше время «по уши» сидят в долгах, которые равняются 125% ВВП. Во избежание банкротства они большую часть финансовых прибылей направляют на надлежащее обслуживание долгов. «Из-за этого им недостает финсредств на инвестиции», - отмечают специалисты издания «Биржевой лидер».
Сейчас развивающимся государствам приходится в том убеждаться, что безудержная эмиссия денежных средств стала не благодатью, а скорее, настоящим проклятием. В предыдущие годы тамошние компании использовали приток капитала с Запада, чтобы брать для себя дешевые кредиты в инвалюте. Почти половина долгов, накопившихся еще с 2007 года, ныне приходится на развивающиеся страны. Их долги в инвалюте в среднем составляют 25% от существующего национального дохода.
Если в США процентные ставки увеличатся не позднее следующего года, то доллар вновь может подорожать. Тогда многим должникам из разных развивающихся стран очень нелегко придется. Чтобы обслуживать собственные долларовые кредиты, им придется больше денег тратить в нацвалютах и по новым кредитам платить более высокие проценты. Это серьезно навредит конъюнктуре и ослабит инвестиционную мощь.
Маловероятно, чтобы евроэкономика смогла компенсировать явно слабеющий рост развивающихся государств. В этом году страны еврозоны вырасти могут на 1,5%, но в сравнении с денежно-политическим стимулом, который М. Драги, глава ЕЦБ обещает экономике именно в виде нулевых процентов и скупки облигаций, это невероятно мало. В этом случае главной причиной слабого роста являются также большие долги.
Таким образом, уменьшить долги можно только с помощью их списания, воплощения разных программ экономии, увеличения инфляции и уменьшения процентных ставок. Поскольку само списание долгов в политических кругах, по сути, является табуированной темой, а вот реализация программ экономии — крайне трудным делом, остается лишь комбинация из уменьшения процентных ставок и некоторого увеличения инфляции. Успех такого рецепта, впрочем, вызывает большие сомнения. В итоге долговой кризис может вылиться в денежный кризис.