В путинской России уже очень давно бытует мнение, что единая тема, которая объединить может абсолютно всех россиян — масштабная победа в известной Великой Отечественной. Госвласти даже не скрывают намерений этот культ обновить, сделав его настоящей “гражданской религией”, такой себе точкой воссоздания утраченной имперской государственности. Именно отсюда милитаризм, титанизм и пафос на последнем параде в Москве 9 мая, уверен российский политолог А. Окара, пишет "Новое время".
Война парадов между Москвой и Киевом.
Циклопическому параду с новенькими танками и мощными ракетными установками в этом году символически противопоставили акцию Бессмертный полк: вполне обычные люди (до примерно полумиллиона человек), включая еще и В. Путина, несли по центру столицы РФ фото своих воевавших родственников. Данное шествие вызвало искренние позитивные эмоции и у тех, кто критикует кремлевскую политику. Но акция, возникшая в Томске в 2012 году при участии известного оппозиционного канала ТВ-2, сейчас уничтоженного госвластью, уже взята Москвой под контроль (отсюда — попросту брошенные некоторыми из участников портреты “дедов-ветеранов”) и в следующем году рискует превратиться в новый “путинг”.
Кремль отрицает участие России в войне на неспокойном Донбассе, и недавний доклад Немцова—Яшина вряд ли пошатнет пропагандистскую мощь. Но категорически отрицать наличие современной российско-украинской психологически- информационной войны сложно. Так, например, празднование Дня Победы в Киеве и Москве стало своего рода межгосударственной символической дуэлью.
Если в РФ — циклопизм, милитаризм, а также имперский пафос, то в Украине сама интерпретация праздника Победы подчеркнуто антимилитарная, человеческая, “со слезами на глазах”. Отчаянная попытка вписаться в евроформат данного праздника (условное 8 мая, день скорби и памяти), сохраняя баланс с эмоциональной советской традицией (с условным 9 Мая, Днем Победы Советского Союза над гитлеровской Германией).
Основная удача в Украине — актуализация той страшной войны с помощью совмещения ее с нынешней. Вторая мировая из чего‑то абстрактного, литературно-киношного превратилась вдруг во вполне конкретное, реально интернетно-телевизионное. Война за свою родину с внешним агрессором как тогда, так и сейчас. За счет актуализации параллелей та война стала особенно близкой и понятной. Настоящий фурор в сознании общественности Украины произвели небольшие видеоролики “Дед и Бабушка“. Глубокая связь поколений в современной Украине — это никакие не пропагандистские абстракции, а ветеран ВОВ, чей внук трагически погиб в АТО.
Никак не может не порадовать реализация древней идеи — примирения многочисленных советских бойцов и воинов УПА (именно УПА, а совсем не СС-Галичина), а также полноценного очищения “бандеровцев” и УПА от навязываемого советской и сегодняшней российской пропагандой пресловутого имиджа пособников и коллаборантов Гитлера.
При этом достаточно сомнительна необходимость в полном запрете советской символики на территории Украины, включая как ту, которая имеет прямое отношение к Великой Отечественной так и само название (кстати, отмечает политолог, нейтральный синоним к ВОВ — вовсе не Вторая мировая, а именно советско-германская). И дело заключается не в ностальгии по совку, тоталитарному порядку или Сталину, а в имидже Украины как современной свободной страны, где существует настоящая свобода самовыражения и слова. Включая также право свободно носить георгиевскую (прозванную в народе колорадской) ленту, не опасаясь за это получить по голове. Это одно из всех тех немногих качеств, что выгодно отличает ее от соседней России.
Десоветизация была бы весьма эффективной с помощью технологий Soft Power, а никак не силой официального законодательного принуждения. Какие-либо попытки в правовом поле закрепить “неправильные” и исключительно “правильные” интерпретации Второй мировой выглядят во многом параноидально. Во-первых, это относится к проблематике морали и этики, а никак не права. Во-вторых, данная тема является эмоционально прочувствованной почти каждой украинской семьей, поэтому какие-либо попытки “установить утраченную историческую справедливость” восприниматься могут как покушение на святое. Ну а в-третьих, от любой существующей определенности по вопросу интерпретации пресловутой Второй мировой абсолютно ничего не зависит в современной политике и разразившейся российско-украинской войне. Поэтому зажигать лучше свет, чем продолжать бороться с тьмой.
Украина, считает эксперт, отмечают специалисты издания "Биржевой лидер", могла бы воспользоваться нежеланием лидеров Европы ехать на парад в Москву и стать таким себе альтернативным центром празднования победы, однако это потребовало бы таких колоссальных дипломатических, политических, интеллектуальных, креативно-концептуальных усилий, на которые высшая украинская власть сейчас не способна. Но “слез на глазах” и “связи поколений” в итоге оказалось с избытком. И еще — никак не покидает ощущение, что семидесятилетие победы в ВОВ становится вроде старта для ужасной Третьей мировой. Не зря Меркель и Керри приняли решение приехать к Путину в гости.