По словам Хосе Казановы, профессора социологии из Джорджтаунского университета, возглавляющего в Центре Беркли программу по глобализации, религии и секулярности, у концепции "русского мира" нет ничего общего с религией, в том числе и с христианством, – она связана только лишь с имперскими амбициями. Более детально характеристику, данную экспертом "русскому миру", изучали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Хосе Казанова в интервью изданию "Зеркало недели" заявил, что у "русского мира" нет ничего общего с христианством, и его концепция связана только лишь с территориальными претензиями, идущими от имперской системы. Эксперт отметил, что недавно один из британских журналистов написал очень хорошую статью, в которой заявил, что когда-нибудь Россия сумеет ментально освободиться от проблемы, присущей всем имперским государствам, однако для этого русские должны найти себя как нацию – только после этого они сумеют отпустить империю.
Он также объяснил, что Московским патриархатом сегодняшняя политика Российской Федерации преподносится как единственная альтернатива декадентству в либеральной Европе. При этом все очень хорошо видят, что происходит в случае, когда единственной легитимной организацией становится Московский патриархат – на территории Крымского полуострова, на Донбассе. Появились проблемы и у крымских татар, у протестантов, у греко-католиков, и у прихожан Киевского патриархата. Иными словами, возникший конфликт вовсе не является религиозным, хотя религия и играет в нем огромную роль. Это случилось в результате совпадения интересов двух проектов: религиозно-канонического проекта от Московского патриархата, претендующего на территории "русского мира", и государственного имперского проекта под названием "Россия".
Сегодня игры в патриотизм являются очень опасными – Глузман.
Известный украинский общественный деятель, психиатр Семен Глузман в своей статье, опубликованной изданием "Новое время", отметил, что, как недавно сказал российский историк Зубов, Владимир Путин сейчас соблазняет своими поступками российское общество и этим разрушает как само общество, так и то немногое, что остается пока еще уважаемым во всем цивилизованном мире – русскую культуру. Развратный правитель развращает своих подданных, тогда как жестокий правитель своих подданных ожесточает.
Он отметил, что является довольно скучным человеком, больше всего любящим тишину и молчание. Именно это помогало Глузману в свое время переносить одиночество в лагерных помещениях камерного типа и в тюрьме Комитета государственной безопасности.
Кроме того, объясняет психиатр, ему еще очень не нравятся отечественные феминистки, требующие публичного признания, активисты гомосексуального движения, настаивающие на необходимости особого внимания по отношению к ним, а также Владимир Путин. Причем последний, подчеркнул Глузман, не нравится ему особо, поскольку нынешний хозяин Кремля серьезно разрушает русский язык и русскую культуру – то немногое, что пока еще уважают во всем цивилизованном мире.
Но есть еще одна проблема – патриотизм в Украине. Сегодня игры в патриотизм являются весьма опасным занятием: они словно употребление препаратов морфия – находясь в руках врача, этот препарат смягчает боли неизлечимо больному и страдающему пациенту, тогда как оказавшись в руках негодяя, морфий лишает сначала свободы выбора юношей и девушек, а затем он лишает их жизни.
Глузман подчеркнул, что сам он сегодня старается избегать слова "патриотизм", поскольку видит, как мелкие функционеры, привыкшие к изменению линии Коммунистической партии, моментально заговорили на украинском языке, примкнув при этом к плотным рядам профессиональных патриотов. Это, конечно, неизбежно, но, по словам известного общественного деятеля, ему до сих пор противно и горько вспоминать о том, как человек, бывший в свое время одним из наиболее ярых гонителей "украинского буржуазного национализма", по вине которого были разрушены судьбы многих молодых людей, мечтавших стать украинскими филологами, доведший некоторых из них до самоубийства, возглавил Институт украиноведения – государственное, бюджетное учебное заведение.
Бывший палач сегодня стал патриотом. При этом никто из когорты ярких представителей украинской интеллигенции, даже из тех, кто в свое время отбывал тюремный срок в советских политических лагерях, не пристыдил первого президента Украины Кравчука за подобную кадровую политику, никто не указал ему на недопустимость подобного назначения.
Глузман объяснил, что часто перечитывает интервью Андрея Зубова, данное журналистам скромного латвийского издания – спокойные и мудрые слова, сказанные много думающим и много читающим человеком. В интервью нет ни одного слова ненависти, хотя там много сказано и о Путине, и об Украине, и об агрессии российского президента против соседней страны – нет никакой ненависти, зато очень много боли.
При этом с точки зрения официальной российской доктрины известный историк Зубов вовсе не является патриотом своей страны, поскольку патриотом является другой человек – "собиратель земель русских", который буквально ослеплен лестью со стороны придворных и своим собственным "Я".