Одновременно с переходом Крымского полуострова под юрисдикцию Российской Федерации Крым начал стремительно терять культурные корни Украинского государства. Поддерживаемое украинской столицей распространение национального языка, прививание гражданских традиций уважения к национальным символам, истории и большое количество других практик основания политической нации по понятным причинам были передвинуты в сторону новым управлением Крыма. В свою очередь отказ от украинизации республики построил актуальную нишу для создания украинского национального движения в регионе.
Обороняя свой культурный код на Крымском полуострове, украинцы способны воспользоваться примером двадцатилетней борьбы русского и крымскотатарского народов за собственную идентичность. Это стало известно корреспондентам раздела «Новости Украины» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер».
24 года под крылом Киева.
Руководитель лаборатории PR-технологий Luman Group, Андрей Самброс в своей статье для издания Слон написал, что после падения СССР на Крымском полуострове образовалось два устойчивых национальных движения – русское и крымскотатарское. Развитие русского движения в основном обусловлено тем, что именно русские являлись ключевой этнической группой республики (по информации переписи 2001 года, что составляли 60 процентов местного населения), которая оказалась отстраненной от своей исторической родины. Основание крымскотатарского движения стартовало в 1989 году, в 1991 году татары основали национальное собрание, Курултай, и его исполнительный орган, Меджлис, стали выстраивать собственные общественные организации. Исходя из официальных данных уже российской переписи населения, в настоящее время каждый десятый гражданин республики – крымский татарин.
Украинское же национальное движение на территории Крыма так и не обозначилось. На протяжении последних 24 лет немногочисленные проукраинские активисты политики так или иначе кооптировались в конкурирующие общегосударственные политические партии и общественные организации. Ясно, что в подобной обстановке появление национальных политических организаций являлось невозможным. И это в республике, где в 2001 году 24 процента населения составляли граждане Украины.
Конечно, при определении национальности в процессе переписи у жителей крымского полуострова неизбежно появлялись проблемы самоидентификации. Избирая между графами «украинец» и «русский», большинство из них опирались на гражданственность, а не фамильность, территорию происхождения и кровь. Но это не изменило того факта, что, несмотря на внушительную часть в этническом пироге республики, украинцы не имели значительных политических организаций для обороны своих культурных и национальных прав на территории Крыма в отличие от двух других ключевых национальностей.
К примеру, деятельность националистической партии ВО «Свобода», которая ставила вопросы продвижения украинского языка, переоценки истории Украины двадцатого века (учитывая тематику Голодомора и УПА), отмены автономии АРК, на полуострове была скорее пунктирной. Политическая сила исполняла роль значительного раздражителя, который создает в республике громкие информационные поводы. Но ни обширных митингов, ни значительных акций «Свобода» здесь не осуществляла.
Менее радикальные партии (типа «Батькивщины» Юлии Тимошенко либо УДАРа Виталия Кличко) вообще корректировали собственные официальные лозунги для полуострова Крым и преимущественно учитывали его в план своих мероприятий только в процессе потоковых всеукраинских туров. Никакой настоящей работы на местах не проводилось, все ограничивалось политическими заявлениями.
Со слов автора, последняя череда всеукраинских митингов 2013 года «Вставай, Украина!», что проходила перед началом Евромайдана, так и не смогла добраться до Крыма, хотя лояльные к тогдашней оппозиции специалисты прямо оглашали, что осуществление данного мероприятия на полуострове реально, но с условием, что на акции не будет представителей ВО «Свобода». В результате оппозиция Украины просто проигнорировала автономию.
Переходные поколения.
На протяжении всех 24 лет у крымских украинцев просто отсутствовали всякие поводы вести борьбу за свои национально-культурные права, и так гарантированные государством. Однако прошедшей весной обстановка кардинально поменялась. Все «украинское» в республике прекратило быть обязательным и превратилось только в возможное (и то с большим количеством оговорок). И на текущий момент уже украинцам предстоит вести сражение за сохранение собственной национальной идентичности в чужой культурной среде.
А подобная борьба обещает быть тяжелой. К примеру, уже сегодня на полуострове, невзирая на обещания не понижать численность украинских школ, не осталось ни единой школы, в которой преподавание полностью проводилось бы на «мове» (по состоянию на последние числа 2013 года, в республике работало семь школ с изучением предметов на украинском). А школ, где имеются классы с украинским языком обучения, по сообщениям профильного министра Натальи Гончаровой, в Крыму насчитывается всего 20.