18 мая 1944 года, ровно семьдесят лет назад, властями Советского Союза была проведена масштабная операция, целью которой была депортация крымских татар в Среднюю Азию, Марийскую АССР, на Урал. Целому народу предъявили обвинения в сотрудничестве с оккупантами из Германии. Об этом сообщают эксперты раздела «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер». После того как полуостров захватила Россия, в адрес крымских татар вновь посыпались обвинения в сотрудничестве с «чужими» властями, в этот раз с киевскими. Все это происходило на глазах того поколения коренного народа полуострова, представители которого помнят саму депортацию. О том, что пришлось пережить, и какие воспоминания они передадут своим потомкам, рассказали в интервью изданию «Новое время» участники тех событий.
Истории представителей крымских татар.
В Крыму до начала Второй мировой войны проживало 218 тыс. татар. Они составляли пятую часть населения на полуострове, уступая в численности русским. По словам Фатмы Якубовой, 1930 года рождения, из Бахчисарая, ее семья жила в собственном двухэтажном доме с двором в семь соток, в котором росли сливы и груши. На их розовый цветник любили смотреть прохожие. Когда советские войска в 1944-м освободили Крым, всем выделили по гектару земли за городом. Семья Фатмы засеяла свой пай пшеницей, и там были хорошие всходы. 17 мая, накануне депортации, они с сестрой ходили смотреть на этот участок.
Абилькерим Велиляев, 1934 года рождения, из села Баша (сейчас Головановка) Карасубазарского района, рассказал, что в первые дни апреля 1944-го они встречали освободителей с цветами. Как-то в их дом зашли несколько солдат. Их командир пошатывался и требовал водки. Отец хотел объяснить, что для мусульман это является грехом, поэтому водки в доме нет. Обозленный «освободитель», достав из кобуры пистолет, засунул дуло отцу в рот и дал приказ подчиненным обыскать дом. Но, к счастью, в этот момент кто-то из соседей принес бутылку водки. Офицер, налив себе стакан, выпил его залпом. Спустя несколько минут он даже голову не смог поднять со стола. Вошел какой-то начальник и приказал: «Уведите эту свинью куда следует!».
В освобожденном Крыму органами НКВД было установлено, что примерно 20 тысяч татарских мужчин в 1941–1944 годах находились в отрядах самообороны, которые якобы вооружали немцы с целью борьбы с советскими партизанами. Несмотря на то что последние действовали по отношению к татарским крестьянам, как бандиты, самообороне крымских татар предъявили обвинение в коллаборационизме.
Розиле Меметова, 1936 года рождения, из села Корбек Алуштинского района, рассказала, что в начале мая 1944-го люди в темной армейской одежде посещали дома и задавали много вопросов. Надеясь, что скоро вернутся с фронта сыновья и мужья, их угощали, чем могли. Никому и в голову не приходило, что сделают с ними через несколько дней.
Уже 18 мая послышался громкий стук в дверь, после чего вошли два солдата с автоматами и скомандовали: «Быстрее выходите из дома, вы предатели, и вас высылают». Мама в растерянности сказала: «Если я предатель, вот я и мои дети, можете расстрелять нас! Их отца расстреляли фашисты, а вы - нас!». Все, что мама смогла собрать из вещей и продуктов, пришлось бросить по дороге к месту сбора, поскольку надо было идти не менее 3 километров, а у мамы на руках была маленькая сестренка.
На станцию в Симферополе их доставили уже ночью. Погрузили в вагоны, в которых перевозили скот - в их вагоне было человек 60. Один раз, когда поезд остановился, мама рядом с вагоном поставила на два кирпича кастрюлю и хотела сварить детям нечто вроде каши из муки. К ним подошла женщина-железнодорожница с автоматом, отодвинула кастрюлю и выругалась нецензурными словами. Подняв кастрюлю, мама ударила ею обидчицу. Потом подошли другие рабочие железной дороги и напали на маму. Из вагонов выскочили другие крымские татары, завязалась драка.
Рукие Мамутова, 1926 года рождения, из села Кызылташ Ялтинского района, рассказала, как однажды ночью к ним постучали в дверь. На пороге оказался офицер, который развернул бумагу и прочитал, что за содействие оккупантам и предательство советской власти их будут переселять на другое место жительства. Всего 15 минут было дано на сборы. Мама успела взять два одеяла, ведро, кастрюлю, таз. О продуктах никто и не подумал. В это время солдаты штыками прокалывали все наши матрацы.
«Нас отправили в центр. Брат Ремзи сумел ускользнуть от конвоиров и побежал домой, чтобы взять некоторые продукты, однако там наткнулся на солдат, которые играли в футбол оставшейся домашней утварью. После этого он на мельнице набрал немного кукурузы и пшеницы. Это и помогло спасти семью от голодной смерти в дороге, поскольку в дороге нас кормили всего два раза: первый раз в начале пути - соленой рыбой, второй раз уже в Казахстане - бульоном то ли из верблюжьих, то ли из лошадиных ребер».
Джафер Эмиралиев, 1932 года рождения, из села Юхары-Каралез Куйбышевского района, рассказал, что в вагоне, в котором их перевозили, вообще не было никаких условий. Им самим приходилось добывать воду на редких остановках. На них же из нескольких кирпичей быстро сооружали очаг, на котором готовили еду из припасов, взятых с собой. После гудка паровоза все бегут с полусырой едой, на ходу запрыгивая в вагоны.