У людей невероятно короткая память. В определенных случаях это даже хорошо, потому что помогает забыть многие очень плохие события, активно способствует полноценному примирению в государствах, переживших настоящую гражданскую войну или же всевозможные этнические конфликты, а к тому же дает радость в очередной раз переживать приятные моменты, как будто это впервые произошло.
Но все-таки бывают и такие случаи, когда вот такая короткая память несет огромный вред. Это, например, точно можно сказать о последнем репортаже известного голландского корреспондента Д.-Я. Готфройда для местного информагентства NOS из современной российской гимназии в городе Таллине. «Об этом сегодня заявляет правозащитник, голландский советолог, генеральный секретарь авторитетной зарубежной организации «Глобальная инициатива в психиатрии», а по совместительству преподаватель университетов Литвы, Грузии и Украины Р. ван Ворен», - пишет на своих страницах популярное украинское издание «Новое время».
Слишком короткая память современных эстонских россиян.
Господин ван Ворен отмечает, что в своем репортаже вышеупомянутый журналист Готфройд абсолютно ничего не упомянул о том, что примерно 25% российского населения современного государства Эстония являются не чем иным, как прямым результатом пресловутой кремлевской политики русификации после масштабной оккупации страны в 40-м году прошлого столетия. С 1945 по 1991 год в Эстонии российское меньшинство выросло с 23 до 475 тысяч человек, а при этом в целом славянское население достигло показателя в 551 тысячу человек, что равняется 35% всего без исключения населения страны. На протяжении нескольких десятилетий центральное правительство более чем активно приумножало именно российское население страны, постоянно депортируя эстонцев в совсем другие части Советского Союз и перемещая на их место главным образом россиян. После распада советской империи большинство россиян приняли решение остаться в Эстонии, но многие из них категорически отказались интегрироваться в новое эстонское общество, предпочитая для себя такой себе статус изгоев.
Об этом, в частности, не вспомнил не только господин Готфройд в своем собственном репортаже, но и сами же представители эстонских россиян. «Вряд ли их можно в этом винить, - считает ван Ворен, - ведь они хорошо знают, что их пребывание в данной стране – результат пятидесяти лет оккупации, что во многом сильно влияет и непосредственно на отношение к ним». Вместе с тем голландский журналист об этом должен был знать. «Если нет, то ему стоило открыть какой-либо учебник по истории или зайти в Интернет, чтобы разобраться в данном вопросе», - говорит зарубежный правозащитник.
Но вместо этого Готфройд заявил, что до 1991 года между эстонцами и россиянами не было почти никаких острых проблем. «Но все резко изменилось после того, как 91-м году Эстония стала независимым государством. Эстонцы на советский период начали смотреть, как на настоящую оккупацию. И так как Россия была наибольшей из советских республик, то они до сегодняшнего дня считают, что ответственность за это лежит исключительно на россиянах», - дополнил свой телематериал голландский журналист.
В свою очередь, господин ван Ворен отмечает «Я сам лично хорошо помню, как в 1985 году мой родной отец отправил небольшую статью об оккупации сразу трех балтийских стран в одну из достаточно «хороших газет» Голландии лишь для того, чтобы удостовериться, что ее непременно вернут обратно. «Оккупация балтийских государств больше не является для нас каким-то актуальным вопросом, и интересна только историкам», - говорилось в ответном письме со стороны редакции. Уже спустя пять лет Литва все-таки восстановила свою независимость, а еще через один год все три страны Балтии стали поистине свободными. Но это был лишь 1985-й. Вполне возможно, ответ редакции и оказался недальновидным, особенно в государстве, которое никогда не признавало оккупацию стран Балтии, но в те времена одни только оптимисты верили, что независимость столь быстро наступит».
Также зарубежный правозащитник особо подчеркивает, что тот же Готфройд делал свой собственный репортаж в абсолютно другие времена. На сегодняшний день вся без исключения необходимая информация является общедоступной, и совершенно любой человек, который обладает интеллектом, может запросто получить лично интересующие его достоверные данные. Но, как подчеркивает господин ван Ворен, «в своем удивительно поверхностном телевизионном репортаже Готфройд попросту проигнорировал 50 лет масштабной оккупации, которые за собой повлекли депортацию не меньше 30 тысяч эстонцев, полное истребление десятков тысяч других, а также несколько десятилетий репрессий в отношении национальной культуры и длительные временные сроки в лагерях для тех немногих, кто все-таки выступить посмел против советской оккупации и непосредственно московской политики».
Интересно, а вот что бы написал тогда Готфройд, если бы история его родной страны была несколько иной, и в Нидерландах проживали бы сейчас 4 млн. немцев как итог в 10 раз более длительной оккупации Германии? Он бы тоже позабыл о том, как эти немцы в Нидерландах оказались? «Такими вопросами задается правозащитник», - отмечают специалисты издания "Биржевой лидер".