Глава Грузинской православной церкви католикос-патриарх Илия II впервые признал наличие сложных проблем в отношениях с Русской православной церковью. Более детально заявление Илии II относительно проблем в отношениях между православными церквями двух стран изучали журналисты раздела "Новости мира" издания "Биржевой лидер".
Илия II в ходе состоявшейся сегодня, 20 мая, встречи с президентом Австрии Хайнцем Фишером подчеркнул, что тот европейский выбор, который был сделан грузинским народом, является очень прочным, и Грузия, по его словам, непременно добьется интеграции в европейские и в евроатлантические структуры. При этом патриархом впервые было признано наличие проблем, существующих во взаимоотношениях между ГПЦ и РПЦ. В патриархии ГПЦ, комментируя слова главы церкви, объяснили, что Илия II, говоря о разногласиях, имел в виду наличие спорных моментов по вопросу Абхазии.
Илия II также рассказал президенту Австрии о том, что лично встречался в Москве с президентом РФ, и российский лидер пообещал ему рассмотреть вопросы, связанные с грузинскими беженцами из Абхазии, однако до настоящего времени данная тема так и не получила никакого дальнейшего развития.
Напомним, что ранее католикос-патриарх никогда столь четко не заявлял о наличии проблем в отношениях между двумя церквями, ведь до сих пор они, как минимум внешне, действовали в едином ключе. Грузинская православная церковь, в частности, ранее всегда поддерживала позиции Московского патриархата в плане непризнания Украинской православной церкви Киевского патриархата, а также по целому ряду ключевых тем, связанных с процессом подготовки к Вселенскому собору православных церквей.
При этом в патриархии ГПЦ объяснили журналистам "Радио "Свобода", что Москва не хочет отвечать взаимностью Тбилиси по нескольким, наиболее важным для грузинской стороны проблемам. Речь идет о принадлежности находящихся на территории Абхазии храмов и недопустимости реконструкции данных религиозных сооружений, о вопросах окормления местной паствы, а также о вопросах возвращения в абхазские церкви изгнанных в ходе вооруженного конфликта в 2008 году грузинских священников и недопустимости всякого рода контактов между местными клириками и представителями РПЦ.
По словам одного из представителей грузинской патриархии, Русская православная церковь формально признает, что Абхазия является канонической частью грузинской православной церкви, однако не всегда данное признание соотносится с реальными шагами, сделанными Московским патриархатом и с его позицией по целому ряду конкретных вопросов.
Стоит отметить, что после российско-грузинского конфликта, произошедшего в 2008 году, церквям Грузии и России удалось сохранить взаимопонимание – представители обеих церквей даже предпринимали попытки повлиять на политиков с целью снятия возникшего политического напряжения между Москвой и Тбилиси, однако проблема Абхазии оказалась пока что непреодолимым препятствием на пути к достижению прорыва.
Президент Грузии обеспокоен сменой настроений населения страны.
Согласно итогам соцопроса, который был проведен социологами тбилисского отделения National Democratic Institute, внутри грузинского общества продолжают нарастать противоречия. Кроме того, итоги опроса показали и зарождение среди грузинского населения социального заказа на разворот внешней политики страны в сторону Евразийского экономического союза. В частности, за то, чтобы Грузия присоединилась к ЕАЭС, высказался 31 процент опрошенных жителей страны, тогда как против этого выступил 1 процент респондентов.
Президент Грузии Георгий Маргвелашвили, известный своими прозападными настроениями, комментируя итоги данного опроса, выразил свою обеспокоенность: по его словам, сложившаяся внутри страны ситуация является тревожной, и заслуживает отдельного изучения. Озабоченность грузинского лидера вполне понятна – ведь еще год назад за присоединение страны к ЕАЭС выступал всего лишь 1 процентов грузин. Впрочем, по мнению прозападных грузинских политиков, данные показатели являются искусственно завышенными – по их мнению, социологи получили такие результаты ввиду неискушенности населения Грузии: грузины просто запутались в выборе между Европейским Союзом (ЕС) и Евразийским (ЕАЭС).
Однако если в этом вопросе еще можно как-то объяснить ошибочные ответы ошибкой респондентов в аббревиатурах, то другую тенденцию – сокращение количества опрошенных, желающих присоединения Грузии к Североатлантическому альянсу – этим уже не объяснишь. Проведенное теми же социологами исследование по данному вопросу показало, что в настоящее время количество сторонников данного западного внешнеполитического вектора страны составило 6 процентов.
Издание The Financial Times, комментируя результаты данного соцопроса, отмечает, что двукратное увеличение количества сторонников присоединения Грузии к Евразийскому союзу связан с возникновением внутри страны условий для разворота внешнеполитического курса Тбилиси в сторону Москвы, поскольку грузины уже разочаровались от процесса сближения с Европейским Союзом, в ходе которого страна получала только расплывчатые обещания и похвалы за выполнение рекомендаций и пожеланий европейских и евроатлантических институтов.