Украинские власти могут в одностороннем порядке наложить запрет на отдельные выплаты по внешней задолженности. «Законодательный акт, дающий Кабмину такое право, был принят законодательным органом несколько дней назад», - сообщает ресурс РБК.
«Этот закон не означает, что будут немедленно прекращены выплаты, и не подразумевает, что в стране произошел дефолт», - сообщила в этой связи глава финансового ведомства Украины Наталья Яресько. Однако остановка выплат может быть введена в случае, если украинские власти и частные держатели облигаций, контролирующие примерно 9 млрд. долларов украинского долга, не согласуют решение о списании этой задолженности до середины следующего месяца — срока, предусмотренного требованиям Международного валютного фонда.
Первая оплата припадает на 20 июня — в этот день Российская Федерация должна получить от Украины 75 млн. долларов по бондам, приобретенным у правительства Януковича в конце позапрошлого года на деньги Фонда национального благосостояния (ФНБ). «Если Украина откажется платить, десять дней спустя произойдет официальный дефолт», говориться в релизе, посвященном этому вопросу.
«Как это не называй, но отказ будет означать дефолт. Если этот платеж будет пропущен, Россия оставляет за собой право обратиться в суд», - заявил ранее финансовый министр Антон Силуанов. Кроме того, дефолт произойдет и в случае введения моратория на обслуживание принадлежащих России долговых обязательств.
«Кабмин Украины может подождать наступления крайнего срока (15 июня) и в случае, если взаимопонимание с кредиторами не будет достигнуто, перечислить России оплату по кредиту 20 июня, и уже после этого объявить о введении моратория», - говорит эксперт Goldman Sachs Group Эндрю Мэтни. Переговоры с держателями украинских долгов, в которых Россия решила не принимать участия, так как надеется вернуть 3 млрд. в определенный договором срок, пока не продвинулись ни на шаг: Киев хочет, чтобы облигации были пролонгированы, а долг был уменьшен, так же как и выплаты по ним. Кредиторы согласны только на то, чтобы продлить срок.
Согласно положениям договора, находящегося под юрисдикцией британских законов, Россия может привлечь Украину к ответственности в английском суде. А кроме того, иск можно подать в любой другой суд, который подходит по требованиям, предъявленным в договоре
Европейские долговые обязательства были приобретены в рамках договора о материальной помощи Украине в то время, когда Янукович являлся президентом. Кроме того, этими документами предусматривались некоторые уступки по вопросу оплаты газа. Российский лидер Путин тогда объяснял, что предоставление финансовой помощи Украине было вызвано необходимостью поддержать экономику этой страны в сложный для нее момент.
Кроме того, облигации купили по достаточно выгодной для Украины процентной ставке, составлявшей всего лишь 5%, что на самом деле РФ было экономически невыгодно.
Россия использует долг для манипулирования.
Российское Министерство финансов утверждает, что приобретение украинских бумаг у Кабмина Азарова было государственным кредитом. Современное правительство с таким утверждением соглашаться не спешит. В прошлом месяце украинский Минфин включил этот долг в перечень обязательств, которые необходимо реструктуризировать, что предусматривается в качестве условия продолжения программы кредитования от МВФ. Наталия Яресько заявила, что купленные Россией облигации следует считать коммерческим долгом.
Понимая, насколько этот вопрос чувствительный, МВФ так и не озвучил свое мнение о том, как рассматривать украинский долг перед РФ, однако, по словам преподавателя Джорджтаунского университета Андерса Аслунда, чиновники МВФ еще действительно не определились в этом вопросе, впрочем, юристы этой организации склоняются к мнению, что этот долг надо считать государственным.
Экономисты, полагают, что Москва специально предоставила этот заем в таком формате, чтобы иметь возможность трактовать задолженность двояко – в соответствии с возникшей на данный момент ситуацией. Кредит был намеренно оформлен так, чтобы одновременно подпадать под определения официального и коммерческого долга.
Так или иначе, если МВФ решит признать этот долг государственным, до конца текущего года он не может считаться просроченным и, следовательно, не помешает финансовой помощи от МВФ. Однако для этого украинским властям непременно придется погасить проценты по нему 20 июня. До конца года МВФ, к примеру, может изменить свою политику, запрещающую кредитовать страну, имеющую задолженность перед другим государством. В позапрошлом году в МВФ озвучили инициативу, касающуюся упразднения несбалансированного подхода к государственным и коммерческим долгам, но руководство этой организации окончательно решения еще не приняло.
Имеется еще один сценарий — сделать отдельное исключение для украинского случая или попытаться обойти эти принципы с помощью какого-либо пробела в нормативных документах. К примеру, в уставных положениях МВФ говорится, что принцип «Lending Into Arrears» не может быть применим к задолженностям, статус которых не определен. Киев может, как вариант, попытаться оспорить свою задолженность перед РФ, воспользовавшись каким-нибудь предлогом, к примеру, прекращением оплаты аренды базы Черноморского флота после присоединения Крымского полуострова к России, или сославшись на существующий долг перед Украиной, появившийся в результате невыплаты компенсации за отчужденные земли.