Сейчас грузинское вино знают, любят и уважают практически во всем мире. Однако еще несколько десятилетий назад оно являлось некой изюминкой Грузии, бывшей республики Советского Союза, которую можно было попробовать только побывав там. Но кардинально отношение к этому вопросу изменил Битаришвили, владелец первого сертифицированного органического винодельческого хозяйства. Он по сей день остается убежденным сторонником традиционных методов производства вина, и использует для этого только натуральные дрожжевые культуры и ферментирует свое вино в гигантских глиняных сосудах, закопанных в землю. Эксперты раздела «Новости мира» журнала для деловых людей «Биржевой лидер» считают нужным отметить, что некоторым из этих сосудов уже более трех сотен лет. «Грузины производят вино таким методом уже 8 тысяч лет. Я продолжаю эту традицию», - говорит он в своем интервью.
Жители Российской Федерации употребляли грузинское вино на протяжении всего советского периода. То же самое происходило и после его распада, в 90-е годы. Однако в 2006 году ситуация кардинально изменилась. Именно в это время между президентом Российской Федерации Владимиров Путиным и его грузинским коллегой Михаилом Саакашвили возникла серьезная напряженность. Путин был просто возмущен тем, как Саакашвили заигрывает со странами Запада. В связи с этим правительство РФ попросту запретило импорт грузинских вин и других алкогольных напитков, что стало слабо завуалированной попыткой наказать правительство Грузии. А еще одна бывшая советская республика, Молдова, недавно столкнулась с аналогичной проблемой — Россия запретила импорт молдавских алкогольных напитков в связи с конфликтом вокруг будущего спорной территории — Приднестровья.
Несомненно, такие запреты на импорт нанесли достаточно серьезный удар по двум преимущественно сельскохозяйственным странам. Дело в том, что как у Грузии, так и у Молдовы вино являлось второй по объемам статьей экспорта. 80-90% вина, экспортируемого из Грузии и Молдовы, поставлялось на территорию Российской Федерации. А после запрета производителям пришлось искать новых покупателей и делать это быстро. Европейский Союз и Соединенные Штаты Америки с их гигантскими рынками выглядели для этих стран весьма соблазнительно. Но сначала производителям нужно было убедить потенциальных покупателей — многие из которых не могли даже найти Грузию и Молдову на карте — в том, что их вино достойно внимания. «Многие были уверены, что вино будет плохим и грязным, если страна, где его производят, бедная. Но плохое вино можно делать и в округе Сонома. Людям необходимо объяснить, что в этих странах производят вино мирового класса», - говорит Кристи Кентербери, обладательница звания Магистр виноделия.
Однако кроме восприятия существует еще и вопрос идентификации и произношения. К примеру, потребители на Западе не в курсе, как произносятся незнакомые им сочетания согласных и гласных, которые написаны на этикетках грузинских и молдавских вин. Поэтому и не спешат вкушать неизведанное. Также не стоит забывать о разнице вкусов. «Русские и народы из многих бывших советских республик любят сладкие вина, поэтому мы производим именно их. Сейчас привычки меняются, поэтому производители вин стали делать больше сухих вин для потребителей в США и Европе», - говорит Димитру Мунтяну, директор Национальной службы виноградарства и виноделия Молдовы, которая была создана в 2013 году и в полномочия которой входит продвижение национальных вин за границей.
Евросоюз и США специально пригласили консультантов, которые проанализировали технологии ферментации, форму бутылок и способы продать вино западным потребителям. Они помогли разработать национальные брендинговые стратегии. Например, они отметили высококачественные вина, которые идут на экспорт, ярлыком с указанием страны-производителя и постарались рассказать потребителям об истории и традициях, которые делают вина этих стран уникальными. Через год после Грузии, то есть в 2007 году, Российская Федерация сняла запрет на ввоз молдавских вин, но уже в 2013 году она ввела его снова. Запрет на ввоз вин из Грузии действовал шесть лет, вплоть до 2013 года. В июне 2014 года Грузия и Молдова подписали политические и экономические соглашения с Европейским Союзом, в числе которых соглашение о свободной торговле, которое позволяет импортировать товары — в том числе продукты питания и вина, отвечающие стандартам — без дополнительных пошлин. Это сделало вина, произведенные в этих странах, дешевле и, таким образом, потенциально привлекательнее для европейских потребителей.
Основное преимущество виноделов из Грузии и Молдовы заключается в их истории. Они были побежденной стороной, и они прекрасно знают об этом. Они многое преодолели, чтобы стать теми, кем они являются, то есть признанными во всем мире производителями вин. Вполне вероятно, что это является одним из факторов, которые способны привлечь внимание потребителей к этой «новой старой истории», частью которой они становятся.